Формы проявления значений нормативных показателей в разных сферах, страница 19

Технологические нормы являются технико-экономическим обоснованием предлагаемого технологического приема. Именно здесь сформулировано поведение (управляющие действия) человека или робота-манипулятора: что, когда и как нужно делать, перемещать, добавлять, строгать, прессовать, охлаждать и т.п. Например, при вспашке поля в технологии указывается не только глубина вспашки и применяемый плуг (с предплужниками или без них, с шлейф-балкой или без нее), но и система вспашки, т.е. распределение загонок в зависимости от длины, ширины, рельефа и контурности поля.

Технологические нормы — это такие нормы, которые жестко определяют (устанавливают) технологию (режим и последовательность операций) производства определенного изделия или его части (детали).

В широком смысле слова управление тоже имеет свою технологию и, естественно, исходит из соответствующих норм.

Нормы собственно управления народным хозяйством охватывают очень широкий круг вопросов. Это:

— штаты, номенклатура;

— система связи с управляемыми объектами;

— применяемые устройства и оргтехника;

— иерархия управления;

— служебные инструкции и внутренние распорядки;

— сроки и правила документооборота.

Заметим попутно, что к сфере управления относятся и такие показатели, как размеры административно-территориальных и хозяйственных управляемых единиц (параметрические нормы), которые в сочетании с нормами соответствия рабочих мест количеству рабочей силы обеспечивают оптимальное использование одного из главных народнохозяйственных ресурсов — рабочей силы, преграждают путь попыткам вкладывать средства в создание производственных мощностей независимо от того, будет ли возможность привести их в действие.

Говоря о нормах управления, особенно следует подчеркнуть значение рациональных схем (иерархии) управления. Как это ни парадоксально, но при решении вопроса об управлении нередко верх берут не качественные, а количественные соображения. Чем больше министерство, трест, управление, отдел, тем весомее представляются их действия. Кроме того, в случаях, когда испытываются трудности или недостатки в какой-то сфере деятельности либо производства, многие администраторы в качестве главной меры принимают решение о создании нового звена или органа управления. Это еще больше обостряет проблему трудовых ресурсов, порождает новые управленческие затруднения. Следовательно, и здесь нужны жесткие нормы.

И еще один аспект деятельности управленческой системы, подчеркивающий острую необходимость располагать научно аргументированными экономико-социальными нормами и нормативами.

Во многих звеньях управления, особенно в отрасли сельского хозяйства, юридическую ответственность и материальный ущерб за неправильные управленческие распоряжения и указания несут не лицо или орган, дающий указания, а руководитель подчиненного предприятия или хозяйства и члены данного производственного коллектива. "Разделение" функций управления и ответственности за результаты управляющих действий есть грубое нарушение научных принципов управления. Ноябрьский (1982) Пленум ЦК КПСС еще раз подчеркнул необходимость отказа от мелочного вмешательства в дела совхозов и колхозов.

В Политическом докладе XXVII съезду КПСС говорится:

"Партийные и советские органы обязаны следить за тем, чтобы колхозное, кооперативное самоуправление действовало безотказно, пресекать любые попытки давления и администрирования" [8, с. 60].

Многие руководители, действуют несбалансированно, т.е. "нажимают" на централизм. Руководство сверху в принципе (системно) совершенно необходимо, но относится подобными руководителями не к управлению как таковому, а к вмешательству в технологию и организацию производства. Происходит присвоение функций нижестоящего руководителя вышестоящим.