Формы проявления значений нормативных показателей в разных сферах, страница 38

возникает необходимость "динамизации" значений нормативов. Это особенно относится к показателям материальных затрат и урожайности, урожайности и потребности в удобрениях и средствах механизации и т.д.

Опыт показывает, что чем шире круг задач, общих для министерств и ведомств, входящих в агропромышленный комплекс (АПК), тем насущнее становится потребность в хорошо функционирующей АСН-сельхоз. Пока что ряд АСУ развивается как бы в стороне от общих задач автоматизированной разработки проектов планов развития сельского хозяйства республики. Указанное явление временное, а создание АСН-сельхоз, которая будет располагать научно аргументированными, актуальными и модифицированными нормативными данными, в свою очередь, будет способствовать совершенствованию принципов и методологии планирования во всех звеньях управления и планирования на республиканском уровне.

Представляет интерес идея создания АСН не на базе конкретных значений нормативных показателей, а на базе автоматизированного банка множества алгоритмов, используя которые (по мере надобности) и введя необходимую исходную информацию, можно рассчитать соответствующие нормы. Несмотря на внешнюю привлекательность такого подхода, остается под сомнением возможность практической его реализации в силу неимоверно больших размеров и разнообразия задач, информационных "джунглей" к ним и подвижности методических подходов (следовательно, и алгоритмов) к расчету числовых значений различных видов и групп норм и нормативов.

Затраты, связанные с ведением столь "разношерстного" банка данных, очевидно, с лихвой "съедят" все преимущества, которые может дать АСН вообще. Кроме того, как показьь вает опыт, любая система, создаваемая не для конкретных целей, т.е. не для конкретных планово-экономических задач, а на все случаи жизни, является, как правило, чрезвычайно громоздкой и нежизнеспособной. Очевидно, что чем выше универсальность системы, тем ниже ее оперативно-функциональные возможности.

2.3. НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ФОРМАМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

В последние годы все больше внимания уделяется системному подходу к проблемам совершенствования управления и планирования. Необходимость системного подхода к анализу


явлений вытекает из диалектического единства материального мира, взаимодействия и взаимообусловленности процессов общественной жизни.

Процесс функционирования любой социально-экономической системы характеризуется чрезвычайной сложностью. Управление же системой осуществляется посредством передачи соответствующей информации.

Но чтобы все управляющие звенья под одной и той же единицей информации понимали один и тот же управляемый объект (элемент) или его состояние, информация по форме должна быть упорядоченной, а по содержанию — однозначно идентифицируемой.

В качестве примера, иллюстрирующего вопросы, связанные с упрощением обработки плановой и статистической информации, используем сельское хозяйство. Конкретно речь пойдет о классификации категорий хозяйств и земельных площадей; о вербальных наименованиях и кодировании экономических показателей; о масштабной субординации единиц измерения и счета на различных уровнях планирования и управления.

Планирование и учет сельскохозяйственного производства отличается от промышленного, между прочим, и тем, что здесь в связи с наличием различных форм собственности существует понятие "категория хозяйств" (колхозы, совхозы, госхозы и т.д.). Отсюда вытекает необходимость планирования и учета в разрезе категорий хозяйств, а вместе с тем и необходимость их упорядоченной однозначной кодовой идентификации.

К сожалению, случилось так, что огромное множество форм плановых и отчетных документов породило разнобой в классификации и обилие всевозможных вербальных наименований категорий хозяйств.

Вместе с тем пока что нет единой общепринятой системы классификации и кодирования категорий хозяйств. В различных системах, в разных республиках и областях категориям присваиваются любые произвольные коды (регистрационные номера) без всякого учета требований их агрегации (объединения) в группы хозяйств. К тому же отсутствует согласованность по категориям хозяйств между идентичными (аналогичными) документами плановой и статистической документации. Например, в плановой форме энергетические мощности сельского хозяйства планируются по колхозам, совхозам, госхозам и общественному сектору, а в таблице статотчета по энергетическим мощностям фигурируют категории: колхозы,