Формы проявления значений нормативных показателей в разных сферах, страница 32


тельными единицами измерения показателей подчиняются общим закономерностям, действующим в математике.

Говоря о единицах измерения, следует еще раз обратить внимание на тот факт, что очень большое количество единиц измерения сами определяют содержание относительного показателя. Ньютон, эрг, паскаль, ампер, калория, ватт (ватт-час) и другие подразумевают как исходные количественные значения, так и условия, методику измерения и формирования.

И еще один момент. Относительные показатели, выражаемые относительными единицами измерения, иногда в силу практической целесообразности превращаются в своеобразные абсолютные показатели. Ярким примером такого перехода является показатель грузооборота, т.е. количество перевезенных тонн груза на определенное расстояние в километрах. Теперь тонно-километры (ткм) стали как бы первичной единицей измерения, правомерно соотносимой с различными объектами:

ткм/машина, ткм/1 т грузоподъемности, ткм/1 га пашни и т.д.

Все изложенное выше дает полное основание утверждать, что нормы и нормативы есть не что иное, как относительные показатели, которые подчиняются всем условиям определения и формализации наравне с другими показателями.

Выше отмечалось, что нормативы призваны раскрывать глубинную сущность явлений. Жизнь не стоит на месте. Меняются экономика, технология и организация производства, образ жизни, взгляды. Под напором объективной необходимости рождаются новые виды норм и нормативов.

Как известно, на протяжении многих лет экономисты и хзяйственники оперировали показателем валовой продукции. Совокупный общественный продукт в целом по стране определялся суммированием значений показателя валовой продукции всех отраслей материального производства.

"Норматив чистой продукции представляет собой часть оптовой цены изделия, включающую заработную плату, отчисления на социальное страхование и прибыль... Показатели валовой и товарной продукции характеризуют и перенесенную и вновь созданную стоимость... Показатель чистой продукции характеризует лишь вновь созданную стоимость...

Чистая продукция, как и валовая, отражает затраты труда, его результаты в общественной оценке. Ведь все расчеты ведутся в ценах. В этом смысле валовая продукция отражает общественно необходимые затраты всего живого и овеществленного труда на производство изделия, а чистая — общественно необходимые затраты только живого труда.

В целом по народному хозяйству сумма чистой продук-


ции всех предприятий сферы материального производства равна национальному доходу страны"1.

Сущность нормативного метода определения чистой продукции состоит в том, что на каждый вид выпускаемой продукции устанавливается оптовая цена и норматив чистой продукции. Сумма результатов перемножения количества каждого вида продукции в натуральном выражении на соответствующий частный норматив и есть объем чистой продукции по предприятию в целом.

Нормативы (их значения) чистой продукции пересматриваются одновременно с пересмотром оптовых цен.

Применение норматива чистой продукции устраняет искажающее влияние овеществленного труда на измерители производительности труда, снижает заинтересованность предприятий в росте материалоемкости производства.

Конечно, введение показателя НЧП не снимает всех проблем хозяйствования. Данный показатель (в целом исключительно эффективный в смысле поднятия на качественно новый уровень вопросов социально-экономического планирования и управления) нельзя считать панацеей от всех бед.

Уже сейчас можно указать на некоторые сопутствующие отрицательные моменты в действии этого норматива.

Во-первых, при наличии НЧП предприятия не очень заинтересованы бороться за экономию живого труда, за снижение расходов по заработной плате. Повышение же разрядности работ и тарифных ставок не всегда будет способствовать постоянному повышению квалификации рабочих.

Во-вторых, еще более широкий размах примет борьба за внедрение в производство новых видов продукции. В целом данное явление очень прогрессивное, но есть опасность, что частные интересы предприятий могут взять верх над интересами общества: с производства будут сниматься даже очень ходовые, хорошие и качественные (но дешевые) изделия. Это, в свою очередь, повлечет за собой некоторое искажение показателя производительности труда.

В-третьих, могут появиться тенденции к свертыванию кооперации и специализации в ущерб народнохозяйственной экономической эффективности. В то же время транспорт, будучи завершающим элементом производства товара, все больше будет обретать "самостоятельность" в показателе тонно-километров.

Здесь уместно привести слова Д. Валового из его книги

Экономическая газета.—1981.— №32.