Появление масла в системе подготовки газа к транспорту ведет к его накоплению в отстойных зонах и к отрицательному влиянию на процесс регенерации ДЭГа и на качество газа.
Из опыта эксплуатации следует, что масло, уносимое с газом из нагнетателей газоперекачивающих агрегатов ДКС, частично накапливается в емкости Е-4, частично уносится с газом в межпромысловый коллектор. Визуальный контроль уровня жидкости по указателю уровня или по прибору ДСС не дает достоверной информации о наличии масла в емкости регенерированного ДЭГа Е-4. При наличии большого количества масла в емкости Е-4 и низком уровне собственно ДЭГа масло может захватываться в депрессионной воронке насосом Н-10 и вместе с регенерированным гликолем поступать в абсорберы, ухудшая его функциональные возможности по осушке газа.
Кроме того, присутствие масла на стенках теплообменных трубок АВО ухудшает теплопередачу и снижает эффективность работы АВО.
В перспективе с пуском в эксплуатацию II очереди ДКС про-блемь^ связанные с поступлением масла в систему осушки и регенерации УКПГ, станут еще актуальнее. Учитывая, что проектом не предусмотрена очистка газа после ДКС от масла, целесообразно обратиться к отраслевым научным и конструкторским организациям за предложениями технических решений данной проблемы.
В процессе эксплуатации установок огневой регенерации ДЭГа концентрация регенерированного гликоля была в пределах 98,5...98,8 (по проекту 99,5) % масс, несколько увеличиваясь или снижаясь в зависимости от интенсивности поступления воды из
20
шлейфов. С понижением пластового давления и вводом в эксплуатацию ДКС появляются проблемы с получением необходимой концентрации регенерированного ДЭГа.
На ЯГКМ были сделаны попытки улучшения работы системы регенерации ДЭГа путем различных модернизаций и усовершенствований.
На УКПГ-7 запроектирована, а на УКПГ-4 реализована система регенерации с рециркуляцией горячего регенерированного гликоля через печь (проект ЮННГ, ВНИИгаз, ЦКБН) и последующим адиабатическим выпариванием воды. Проведенные испытания показали, что на проектные показатели такая установка регенерации не выходит. В процессе ее эксплуатации идет постоянный дрейф концентрации регенерированного ДЭГа в сторону снижения.
На всех УКПГ проектная двухпоточная печь, которая используется в системе регенерации ДЭГа, заменена на однопоточную из-за быстрого выхода проектной печи из строя. Однако, одновременно с улучшением работы однопоточной печи, появились признаки коррозионно-эрозионного износа калачей змеевиков, особенно на выходе из печи. Этот недостаток частично компенсирован увеличением кратности рециркуляции ДЭГа через печь. Кроме того, в ряде случаев используется способ адиабатического выпаривания воды из раствора ДЭГа, когда подогреваемая в печи жидкость находится под избыточным давлением.
На УКПГ-5 планируется использовать в качестве абсорбента триэтиленгликоль (ТЭГ). Там же планируется смонтировать и использовать регенератор с тепловыми трубами разработки ЦКБН-ВНИИгаз.
С падением пластового давления и вводом в эксплуатацию ДКС нагрузки на систему регенерации ДЭГа в условиях ЯГКМ увеличиваются за счет следующих факторов.
Чем ниже давление добываемого газа, тем выше влагосодер-жание газа и больше насыщение ДЭГа водой.
Обводнение скважины или неправильная эксплуатация способствует выносу пластовой минерализованной воды с газом и повышенному насыщению ДЭГа водой и солями.
Повышенная температура газа после ДКС зимой из-за неэффективной работы АВО на сыром газе и летом из-за высокой температуры атмосферного воздуха вызывает необходимость увеличе-
21
ния концентрации ДЭГа и удельного орошения контактной зоны осушки газа.
Нормативный или повышенный унос турбинного масла из газоперекачивающих агрегатов ДКС ухудшает работу системы регенерации ДЭГа и качество газа в целом.
Список использованной литературы
1. Салихов З.С.,
Воронин В.И. Особенности подготовки газа к
транспорту на ЯГКМ. - М.:
"Газовая промышленность", № 1, 2001,
с. 60-61.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.