Технические решения по подготовке газа к транспорту на газовых и газоконденсатных месторождениях с падающей добычей, страница 115

На данной стадии применяемая с начального периода техно­логия подготовки углеводородной продукции вступила в противо­речие с изменившимися условиями и требует серьезных корректи­ровок, а порой и принципиальных изменений.

Необходимость совершенствования промысловой подготовки продукции на ОНГКМ диктуется следующими причинами:

требованиями по обеспечению безопасного и безаварийно­го транспорта углеводородного сырья;

условиями приема продукции на ГПЗ с кондициями, позво­ляющими осуществлять ее эффективную переработку;

65


сложными условиями эксплуатации ОНГКМ на поздней стадии разработки.

Доминирующей проблемой с самого начала эксплуатации ОНГКМ явилась задача обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности объектов добычи, подготовки и транспорта серово-дородсодержащего газа.

Первоначальным проектом обустройства месторождения технологические линии УКПГ были предназначены для осушки газа от углеводородного конденсата и влаги методом низкотемпе­ратурной сепарации (рис. 1), поэтому одним из основных первона­чальных требований к качеству отсепарированного газа являлась величина относительной влажности, значение которой регламен­тировалось на уровне не выше 75 %.

Однако невозможно запроектировать и создать сложную сис­тему, какой является газодобывающее предприятие, которую не пришлось бы усовершенствовать в процессе ее функционирования, поскольку самые прогрессивные технические решения, заложенные в проект и реализованные на практике, неизбежно устаревают и требуют совершенствования.

Изменившиеся условия подготовки продукции, связанные с падением пластового давления, исчерпанием дроссель эффекта, отложенным сроком ввода ступеней ДКС и другими факторами привели к необходимости поиска научно-технических решений, обеспечивающих безопасный и безаварийный транспорт газа 100 %-ой влажности.

В 1994-1995 гг. в соответствии с Программой "Разработка и корректировка научно-технических решений и НТД для проектиро­вания и эксплуатации системы добычи, подготовки и транспорта газа в условиях 100 % влажности (на примере ОНГКМ)" межведом­ственной комиссией проведена работа по детальному обследова­нию состояния системы газопроводов неочищенного газа УКПГ-ДКС-ОГПЗ Оренбургского месторождения с применением совре­менных средств и методов обследования и анализа полученных ре­зультатов. В заключении комиссии установлена возможность безо­пасной эксплуатации системы газопроводов при транспортировке неочищенного газа в условиях 100 %-ой влажности на поздней стадии разработки ОНГКМ, определены мероприятия по обеспече-

66


Газ КоНГК


Рис. 1. Проектная технологическая схема подготовки газа на ОНГКМ


нию их безопасной эксплуатации, что позволило отказаться от тех­нологии подготовки газа с использованием дорогостоящих устано­вок искусственного холода.

В настоящее время подготовка продукции газоконденсатных скважин ведется при положительных температурах сепарации и минимально-необходимом давлении на входе УКПГ, обеспечи­вающем транспорт продукции до ДКС или ГПЗ (таблица).

Анализ проблем, сопровождающих разработку Оренбургско­го НГКМ, позволяет представить сложность и неоднозначность за­дач, без решения которых становится невозможным выполнение требований Технических условий по обеспечению необходимых кондиций углеводородного сырья, позволяющих осуществлять его безопасный и безаварийный транспорт и эффективную переработку на газоперерабатывающем заводе.

Анализ нормируемых показателей действующих Техниче­ских условий на газ и конденсат в смеси с нефтью (в части оценки возможности их выполнения, как в настоящее время, так и на пер­спективу) (рис. 2) показывает, что существующая подготовка газа на УКПГ в связи с исчерпанием возможностей НТС практически не влияет на изменение содержания тяжелых углеводородов в газе се­парации и нестабильном конденсате. По мере падения пластового давления в условиях отложенного ввода ДКС (или ступеней ДКС) содержание углеводородов Cs+B в газе сепарации может только уве­личиваться.