эти объекты являются дорогостоящими и имеют свою специфику на каждом промысле. В состав необходимых для учета затрат не включены позиции по стоимостям подготовки и обустройства территории, а это значительные средства. Требования по рассмотрению финансовой стороны реализации проектов в "Регламенте ..." вообще отсутствуют. Следует добавить и раздел с изложением методологии и необходимыми таблицами по расчету эффективности проектов для ОАО "Газпром" и бюджетной эффективности. Возможно, имеет смысл разработка отдельного методического пособия по учету экономической специфики работы ОАО "Газпром" и промыслов, входящих в его состав. Но самое главное, в "Регламенте ..." отсутствует описание процедуры, которая позволила бы обеспечить преемственность схемы (схем) обустройства промысла на следующем этапе проектирования. До тех пор, пока это не будет реализовано, нельзя говорить о реализации на практике в полной мере комплексного рассмотрения разработки и обустройства.
В настоящее время, до разработки соответствующих нормативов и корректировки действующих, по нашему мнению, при выполнении проектов разработки следует привлекать проектные организации с целью углубленной проработки вариантов обустройства.
Рассматривая возникающие перед месторождениями проблемы и пытаясь найти наилучшие пути их разрешения, следует обратить внимание на то, как в подобной ситуации поступила "Тюменская нефтяная компания" на Самотлорском нефтяном месторождении. Схожесть ситуаций, кроме уникальности месторождений по размерам запасов и степени истощения в настоящее время, состоит в градообразующей структуре Самотлора для г. Нижневартовк, подобно Уренгойскому для г. Новый Уренгой и еще в большей степени Медвежьего месторождения для г. Надым и пос. Пангоды. Решением экономических проблем, а вместе с этим созданием условий для необходимого технического перевооружения, стал перевод эксплуатации промысла в режим соглашения о разделе продукции (СРП). Хочется отметить ошибочные стереотипы о том, что раздел продукции применим только к новым проектам и непременно с участием иностранного инвестора. Заключением соглашения по Самотлору был создан прецедент применения СРП к действующему месторождению и без участия иностранцев. Нормативные документы во многих случаях не содержали положений по решению
87
возникающих перед сторонами проблем, однако путем переговоров был достигнут желаемый компромисс. Соглашение уже действует, на промысле проведен большой объем работ по реконструкции, а величина добычи нефти последние годы даже растет.
Преимущество такого функционирования промысла состоит в следующем. В соответствии с соглашением инвестору (в случае с месторождением Медвежье им будет являться "Газпром") первостепенно возмещаются все понесенные им затраты. Причем как инвестиционные, так и операционные (текущие). Этим достигается обеспечение, по меньшей мере, безубыточности эксплуатации промысла.
В нынешней ситуации рост себестоимости товарной продукции на Медвежьем и в ближайшей перспективе для Ямбурга, что подтверждено выполненными институтом расчетами, будет составлять 8-10 % в год. Это объясняется снижением добычи при сохранении практически на одном уровне текущих расходов. Осуществление реконструкции даже в самом минимальном объеме вызовет еще более резкий рост себестоимости за счет увеличения амортизационных отчислений. Сейчас доля амортизации в себестоимости значительно занижена из-за несоответствия уровней инфляции и индексации основных фондов, значительная часть которых введена до 1991 г. В такой ситуации даже при промысловой цене газа в 12 долл. США через шесть лет промысел будет работать практически без прибыли, а через восемь лет станет убыточным. О возврате вложенных средств говорить не приходится. При этом "Газпрому" попутно придется решать задачу как занятости, так и переселения производственного персонала или продолжать убыточную эксплуатацию.
При заключении СРП промыслам обеспечивается безубыточная деятельность и взимание налогов только с той части доходов, которая превышает затраты. Это должно позволить продлить нормальные (в экономическом понимании) условия работы до начала освоения новых месторождений полуострова Ямал. В случае если государственная доля прибыли от проекта будет обеспечиваться частью прибыльной продукции, у ОАО "Газпром" есть реальная возможность для снижения размера неплатежей за счет того, что государство в дальнейшем примет на себя отношения с бюджетными организациями, потребляющими газ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.