Технические решения по подготовке газа к транспорту на газовых и газоконденсатных месторождениях с падающей добычей, страница 92


изменение термобарических параметров не только в шлей­фах, но и на установках комплексной подготовки газа (УКПГ) к транспорту, и, как следствие, увеличение поступления конденсаци­онной воды на УКПГ;

ввод в действие дожимных компрессорных станций, как пер­вой, так и второй очереди, что приводит к проблеме АВО сырого газа или проблеме осушки некомпримированного газа. Кроме того, унос турбинного масла с газом с ДКС сказывается не лучшим об­разом на подготовке газа к транспорту и последующей транспорти­ровке в магистральном газопроводе.

Опыт решения перечисленных и других проблем ООО "Ям-бурггаздобыча" целесообразно позаимствовать у газодобывающих предприятий, находящихся на завершающей стадии эксплуатации (Медвежье, Уренгойское и др.). Еще полезнее было бы рассмотреть и решить эти вопросы на стадии проектирования разработки место­рождений.

Ниже будет рассмотрен каждый из перечисленных факторов, и кратко показано влияние этих факторов на систему регенерации ДЭГа (рис. 2).


 




ОБОЗНАЧЕНИЯ


К-1 колонна регенерации ВХ-1 воздушный холодильник


П-1 печь,

Е-4, Р-1, Р-2 -емкости,

Н-4, Н-6, Н-8, Н-10 -насосы,


Рис. 2. Принципиальная технологическая схема установки регенерации ДЭГа на сеноманских УКПГ ЯГКМ

18


Обводнение скважины или неправильный режим ее эксплуа­тации приводит к повышенному поступлению минерализованной пластовой воды на УКПГ. В докомпрессорный период эксплуата­ции капельная в.лага, поступающая с газом, должна отделяться в сепарационной секции многофункционального аппарата (абсорбе­ра) и далее сбрасываться в промстоки. Однако, нестабильность по­ступления влаги из шлейфов нередко приводила к залповым вы­бросам жидкости на УКПГ. Следствием этого был рост минерали­зации ДЭГа и рост интенсивности коррозионных процессов в сис­теме циркуляции ДЭГа.

Первыми от коррозии (эрозии) пострадали трубчатые верти­кально-цилиндрические печи системы регенерации ДЭГа. Сле­дующим (по продолжительности эксплуатации) объектом коррозии явились коллектора в установке регенерации ДЭГа. Наиболее су­щественно от коррозии пострадали рекуперативные теплообменни­ки, встроенные в десорберы. Учитывая, что эти теплообменники неремонтнопригодны, ООО "Ямбурггаздобыча" стоит перед необ­ходимостью крупных материальных затрат на реновацию системы регенерации вообще и рекуперативного теплообменника в частно­сти. Причем, проблема настолько остра, что промедление в этом вопросе может привести к существенно большим финансовым по­терям из-за недопоставки газа заказчикам.

Причина и механизм коррозии являются отдельными темами исследований (в ООО "Ямбурггаздобыча" отсутствует соответст­вующая служба). Появления солей в системе регенерации ДЭГа может быть следствием явлений, изложенных в работе [1], и/или других причин.

Пуск в эксплуатацию первой очереди ДКС, которые на ЯГКМ установлены до УКПГ, увеличило количество проблем. Ес­ли часть залповых поступлений жидкости из шлейфов, располо­женных над поверхностью земли, попадает в газоперекачивающие агрегаты (ГПА) ДКС, она отрицательно влияет не только на ГПА, но и на АВО (в результате загидрачивания теплообменных трубок), на увеличение минерализации ДЭГа и рост интенсивности корро­зии в системе циркуляции гликоля. Такие явления наблюдаются на ряде УКПГ.

Для уменьшения жидкостных нагрузок на ДКС в 1999 г. на коллекторах входных сепараторов всех УКПГ запущены в эксплуа-

19


тацию специальные емкости для улавливания жидкостных пробок. Нагрузки по жидкости на входные сепараторы ДКС после этого уменьшились, но проблему до конца решить не удалось.

Вопрос о влиянии турбинного масла, которое теряется с га­зом после ДКС, на работу УКПГ впервые поднят в работе [2]. Более подробно, но далеко не полно, влияние компримирования на каче­ство газа изложено в работе [3].

Согласно технологическому регламенту на эксплуатацию ДКС нормы расхода реагентов предусматривают безвозвратные потери турбинного масла марки ТП-22с, используемого для уплот­нений нагнетателей турбокомпрессоров, до 9 т в год.