Газосборные сети ВГП выполнены по коллекторно-лучевой схеме. Диаметр газосборных трубопроводов изменяется в широком диапазоне: 159*6; 216*6; 273*12; 325*10 (14); 426*12; длина колеблется от нескольких сотен метров до 12,5 км. Число скважин, подключенных к коллектору (шлейфу), также изменяется в широком диапазоне: 2,3,4,5,6,8 скважин. Газосборные сети теплоизолированы скорлупами из пенополистирола; вид прокладки - в основном подземный (по проекту), и надземный на заболоченных участках, (отступление от проекта).
Построены и введены в эксплуатацию ГСС в 1977-1981 гг., т.е. период эксплуатации трубопроводов составляет 19-23 лет. В течение этого периода не было серьезных аварий, связанных с разрушением и выходом газа, поэтому можно утверждать о высокой степени надежности ГСС, несмотря на отступление от проекта при строительстве.
Тепловой режим ГСС обеспечивает и сейчас безгидратный режим транспорта газа от скважин до УКПГ, это свидетельствует о сохранности и эффективности теплоизоляции. Лишь на отдельных, наиболее длинных шлейфах в зимний период, как правило, в ноябре-декабре, при малой толщине снежного покрова t на входе в установку опускалась до 0-0,5 °С, и приходилось производить периодические обратные продувки на факел, для выноса накопившейся жидкости. Продувка осуществляется с подачей метанола, после такой продувки в течении 1 -2-х недель улучшается термодинамичный режим работы шлейфа.
Недостатками этих операций являются, во-первых, потери газа, сжигаемого на факел, во-вторых, очистка полости шлейфа от жидкости и мех. примесей без пропуска поршня (например гелево-го) недостаточна эффективна.
Наличие жидкости, ее накапливание в полости шлейфа оказывает существенное влияние на гидравлические потери, и соответственно, влияет на продуктивную характеристику "слабых" скважин, которые подключены к шлейфу - они теряют производительность, вплоть до полной остановки. В данном случае была бы весь-
151
ма ценной информация о работе скважин: температура на устье; АР на УСБ; Р устья; передача тел. механики также весьма ценный параметр - производительность шлейфа на входе в установку (наряду с температурой и давлением, которые замеряются). В этом вопросе необходимо поработать проектным институтам, которые сегодня при проектированиии обустройства месторождения закладывают технические решения, учитывающие эксплуатацию месторождения и УКПГ на стадии постоянной добычи.
Техническое состояние шлейфов на ВГП оценивается в настоящее время как "удовлетворительное". Как показал опыт эксплуатации, коррозия и эрозия внутренней полости труб, соединительных деталей, запорной арматуры отсутствует - это обусловлено нейтральной характеристикой газа и пластовой жидкости, а также ингибирующим эффектом пленки углеводородного конденсата. Коррозия наблюдается на наружной поверхности трубопроводов. при повреждении гидроизоляции, но, как правило она носит очаговый характер, и скорость ее незначительна, в пределе 0,1-0,2 мм/год, поэтому темп коррозии отстает от темпа падения давления, т.е. запас прочности труб не снижается.
Как уже упоминалось, проблемы эксплуатации ГСС во многом обусловлены снижением производительности скважин, и накапливанием конденсационной и пластовой жидкости в полости шлейфов. С целью снизить влияние этих факторов на ряде шлейфов были осуществлены работы по так называемому укрупнению шлейфов, там, где это позволяли конкретные условия прохождения.
На шлейфах, характеризующихся наиболее неблагоприятным температурным режимом, были смонтированы метанольницы, при помощи которых производится дозированная подача метанола в голове трубопровода, в зимний период эксплуатации, при снижении температуры газа ниже 2 °С. Расход метанола составил 50-70 л/сут по каждой метанольнице.
В осенний период, как правило, во второй половине сентяб-ря-октябре, промысловики проводят профилактические продувки части трубопроводов для освобождения полости от накопившейся в летний период жидкости, поскольку летом, ввиду небольших отборов, в среднем на 25-30 % ниже зимних, наблюдается интенсивное
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.