Технические решения по подготовке газа к транспорту на газовых и газоконденсатных месторождениях с падающей добычей, страница 144

В настоящее время в качестве механизма для перестановки затвора запорно-регулирующей арматуры применяются множество видов приводов, отличающихся друг от друга и по конструкции, и по принципу действия, и по количеству и виду потребляемой энер­гии, а именно:

пневматические;

гидравлические:

пневмогидравлические ("газ-масло-поршень" (б) или "газ-поршень-масло");

электрогидравлические;

электрические.

Силовой механизм всех перечисленных приводов, кроме электрического, представляет собой шток с поршнем перемещаю­щимся в цилиндре. Как известно, наличие уплотнений, трущихся поверхностей и т.д, которым свойственны повышенный износ при­водит к потреблению дополнительной энергии для преодоления сил трения и т.д. Кроме того, данные приводы для обеспечения работо­способности требуют очищеный и осушенный рабочий газ, а также в пневмогидравлических приводах (наиболее многочисленных в отрасли) наряду с газом используется второй рабочий агент - демп­ферная жидкость (масло). При работе данного привода порция им­пульсного газа после перестановки шарового затвора крана выбра­сывается в атмосферу, а демпферная жидкость, заправленная в гид­росистему привода, служащая рабочим агентом для обеспечения плавного (регулируемого, без рывков) движения поршня в цилинд­ре и, как следствие, плавного поворота затвора крана при переста­новке с целью повышения надежности и безопасности эксплуата­ции, подлежит полной замене с цикличностью раз в 3-5 лет в зави­симости от применяемого типа демпферной жидкости. Ежегодная потребность только предприятий транспорта газа составляет около

131


1000-1200 т для замены отработавшей установленный срок службы жидкости, а вопрос утилизации и сегодня стоит ребром. Кроме то­го, для обеспечения надежной работы пневмогидравлических при­водов (наиболее распространенных) требуется:

дополнительная очистка и осушка потребляемого приводом газа;

периодическая, с определенной цикличностью, замена демп­ферной жидкости с промывкой гидроситемы привода и заменой резино-технических уплотнительных элементов;

выполнение достаточно большого объема планово-преду­предительных работ по обслуживанию гидросистемы привода.

Что касается электрических приводов, то для обеспечения их работоспособности требуется подвод силовой электроэнергии, а это требует дополнительного обслуживающего персонала электрохо­зяйства, создания резервного силового электропитания на случай аварийных ситуаций и т.д. и т.п.

А если учесть, что в отрасли эксплуатируется около 300 ты­сяч единиц только шаровой запорной арматуры (шаровых кранов), укомплектованных пневмогидравлическими приводами различных типов и конструкций, и почти столько-же единиц других видов за-порно-регулирующей арматуры с другими типами приводов, то не­обходимость разработки унифицированного привода нового поко­ления повышенной надежности на уровне мировых стандартов ста­ла очевидной.

Работы по разработке пневматических приводов со струйным двигателем для запорно-регулирующей арматуры впервые в мире были начаты в середине 80х годов в СССР (Россия и Украина). Ав­тором идеи выступил профессор МАИ Саяпин В.В., который ,объединившись с инженерным корпусом СМНПО им. Фрунзе (г.Сумы, Украина), разработал проектно-конструкторскую доку­ментацию для изготовления опытного образца пневматического привода со струйным двигателем (ПСД). По различным причинам, в том числе из за низкого уровня доступных тогда производствен­ных мощностей в стране, работа по изготовлению высококачест­венных опытных образцов не представлялась возможной. Аналогов разработанного привода в мире не существует до сих пор.

После многочисленных неудачных попыток изготовления на различных предприятиях опытных образцов привода в 1995 г. Орг-

132