В настоящее время в качестве механизма для перестановки затвора запорно-регулирующей арматуры применяются множество видов приводов, отличающихся друг от друга и по конструкции, и по принципу действия, и по количеству и виду потребляемой энергии, а именно:
пневматические;
гидравлические:
пневмогидравлические ("газ-масло-поршень" (б) или "газ-поршень-масло");
электрогидравлические;
электрические.
Силовой механизм всех перечисленных приводов, кроме электрического, представляет собой шток с поршнем перемещающимся в цилиндре. Как известно, наличие уплотнений, трущихся поверхностей и т.д, которым свойственны повышенный износ приводит к потреблению дополнительной энергии для преодоления сил трения и т.д. Кроме того, данные приводы для обеспечения работоспособности требуют очищеный и осушенный рабочий газ, а также в пневмогидравлических приводах (наиболее многочисленных в отрасли) наряду с газом используется второй рабочий агент - демпферная жидкость (масло). При работе данного привода порция импульсного газа после перестановки шарового затвора крана выбрасывается в атмосферу, а демпферная жидкость, заправленная в гидросистему привода, служащая рабочим агентом для обеспечения плавного (регулируемого, без рывков) движения поршня в цилиндре и, как следствие, плавного поворота затвора крана при перестановке с целью повышения надежности и безопасности эксплуатации, подлежит полной замене с цикличностью раз в 3-5 лет в зависимости от применяемого типа демпферной жидкости. Ежегодная потребность только предприятий транспорта газа составляет около
131
1000-1200 т для замены отработавшей установленный срок службы жидкости, а вопрос утилизации и сегодня стоит ребром. Кроме того, для обеспечения надежной работы пневмогидравлических приводов (наиболее распространенных) требуется:
дополнительная очистка и осушка потребляемого приводом газа;
периодическая, с определенной цикличностью, замена демпферной жидкости с промывкой гидроситемы привода и заменой резино-технических уплотнительных элементов;
выполнение достаточно большого объема планово-предупредительных работ по обслуживанию гидросистемы привода.
Что касается электрических приводов, то для обеспечения их работоспособности требуется подвод силовой электроэнергии, а это требует дополнительного обслуживающего персонала электрохозяйства, создания резервного силового электропитания на случай аварийных ситуаций и т.д. и т.п.
А если учесть, что в отрасли эксплуатируется около 300 тысяч единиц только шаровой запорной арматуры (шаровых кранов), укомплектованных пневмогидравлическими приводами различных типов и конструкций, и почти столько-же единиц других видов за-порно-регулирующей арматуры с другими типами приводов, то необходимость разработки унифицированного привода нового поколения повышенной надежности на уровне мировых стандартов стала очевидной.
Работы по разработке пневматических приводов со струйным двигателем для запорно-регулирующей арматуры впервые в мире были начаты в середине 80х годов в СССР (Россия и Украина). Автором идеи выступил профессор МАИ Саяпин В.В., который ,объединившись с инженерным корпусом СМНПО им. Фрунзе (г.Сумы, Украина), разработал проектно-конструкторскую документацию для изготовления опытного образца пневматического привода со струйным двигателем (ПСД). По различным причинам, в том числе из за низкого уровня доступных тогда производственных мощностей в стране, работа по изготовлению высококачественных опытных образцов не представлялась возможной. Аналогов разработанного привода в мире не существует до сих пор.
После многочисленных неудачных попыток изготовления на различных предприятиях опытных образцов привода в 1995 г. Орг-
132
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.