1. Частью 1
статьи 12 Закона "О недрах" строго определяется
состав лицензионных соглашений, в то же время, частью 2 этой же
статьи фактически допускается вольная
трактовка содержания этих
документов. Это приводит к появлению
в лицензионных соглаше
ниях статей, не связанных с
недропользованием, жесткая и практи
чески невыполнимая регламентация по
срокам некоторых этапов
работ (например: завершение этапа ГРР
и утверждение запасов в
ГКЗ РФ, составление и утверждение
технологических схем и про
ектов).
Появление уточненной редакции закона РФ "О недрах", конкретно ее статьи 12, хочется надеяться, даст возможность корректировать лицензионные соглашения по инициативе недропользователя. Часть статьи 12 Закона РФ "О недрах" звучит следующим образом: "В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр".
2. Как известно, существующий статус газодобывающего
предприятия - недропользователя в системе ОАО "Газпром" не
дает
ему права на самостоятельные действия по
выполнению сущест
венных условий лицензионных соглашений
(составление проектов
и проведение ГРР, подсчет и пересчет
запасов УВ, проведение
опытно-промышленной эксплуатации и
т.д.), в то же время ответ
ственность за их выполнение остается за предприятием - недро
пользователем.
3. Опыт работы по
лицензированию недропользования пока
зывает, что эта работа скрупулезная, требует постоянного контакта
с
представителями государственных органов Министерства при
родных
ресурсов, Администрации ЯНАО, КИР по ЯНАО и т.д. Для
работы
по лицензированию недропользования необходимо иметь
на
предприятии группу специалистов соответствующей квалифи
кации.
4. Накопленный небольшой
опыт проведения конкурсов по
получению
лицензий на право пользования недрами геологических
7
объектов ЯНАО показывает, что победителями зачастую выходят предприятия и коммерческие организации сторонних округов и областей, которые не заинтересованы в поддержании программ социального развития территории. Естественно, ООО "Надымгазпром", как и другие газодобывающие предприятия ОАО "Газпром", на данном этапе не в состоянии на равных бороться за конкурсное получение лицензий. Здесь необходимо отметить, что потребности ООО "Надымгазпром", который к тому же является градообразующим предприятием, в расширении района деятельности, особенно по организации добычи жидких УВ, как никогда актуальны.
5. Территориальной
комиссией ЯНАО принято решение о пе
редаче
ранее пробуренных, за счет государственных средств, сква
жин на баланс недропользователя с целью проведения работ по их
ликвидации,
зачистке, рекультивации, а также возврата участков
земель,
изъятых из обращения. Здесь остается не проработанным
механизм
передачи скважин, не определен источник финансирова
ния
работ и не решена проблема передачи информации, касающей
ся
конкретной скважины.
6. Нерешенным остается
вопрос о возможности проведения
геологоразведочных
работ в пределах охраняемых территорий (за
казники, заповедники), недра которых зачастую обладают высоки
ми
перспективными ресурсами УВ. Например: Пангодинская груп
па поднятий расположена в северной части Надымского зоологиче
ского
заказника. Учитывая известные результаты геологоразведоч
ных
работ, проведенных на начальном этапе, и близость от место
рождения
Медвежье, проведение ГРР и ввод в разработку этих объ
ектов
для ООО "Надымгазпром" имеет принципиальное значение.
Лицензия
на право пользования недрами Пангодинской группы
поднятий,
включающей в себя уже открытое Пангодинское газоконденсатное месторождение и Северо-Пангодинское и ЗападноПангодинское
поднятия с прогнозными и перспективными ресур
сами нефти 66,0 млн. т, газа
193,0 млрд. м3, конденсата 34,0 млн. т,
получена в 1997 г., срок действия лицензии, соответственно, закан
чиваются в 2002 г. Несмотря на то, что прошло уже четыре года со
времени получения лицензии,
"Надымгазпром" не имеет возмож
ности начать геологоразведочные работы на этом объекте. В 1998 г.
подрядчиком на проведение сейсморазведочных
работ ОАО "Ямалгеофизика" составлен
"Проект на проведение поисковых сейсмо-
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.