Технические решения по подготовке газа к транспорту на газовых и газоконденсатных месторождениях с падающей добычей, страница 113

В процессе выбора технологии подготовки конденсата к транспорту институт столкнулся с дилеммой: в каком месте разме­щать отделения обезвоживания и обессоливания конденсата - на каждой УКПГ или на групповых ДКС, где сходятся потоки конден­сата от всех УКПГ. В свете этого вопроса была проанализирована работа системы транспорта нестабильного конденсата до ГДКС в настоящее время.

Результаты этого анализа следующие: система транспорта нестабильного конденсата была запроектирована инофирмой из трубопроводов 0 350 мм. Система была рассчитана, исходя из на­чального конденсатного фактора 73,4 г/нм3 и добычи газа 45 млрд. нм3/год. Протяженность конденсатопроводов от различных УКПГ до ГДКС и ГПЗ колеблется от 30 до 60 км. В результате падения конденсатного фактора и увеличения выноса воды значительно увеличилось время пребывания конденсата в трубопроводе, кото­рое по отдельным УКПГ доходит до 2600 ч. При этом в конденса-топроводе может присутствовать до 30 т высокоминерализованной воды, которая частично расслаивается и накапливается в понижен-

61


ных участках, а частично в виде эмульсии транспортируется вместе с конденсатом.

В связи с тем, что по всем без исключения литературным ис­точникам время "старения" эмульсий (нефть-вода, конденсат-вода, вода-нефть, вода-конденсат) определено на уровне 2-3 ч, после че­го затраты на разрушение эмульсий значительно увеличиваются, а научная база по изучению поведения Оренбургских эмульсий от­сутствует, институт принял решение о применении технологии обессоливания, обезвоживания и разрушения эмульсий непосред­ственно на УКПГ.

Такое решение, по мнению института, позволит снизить или полностью предотвратить поступление пластовой воды с конденса­том в конденсатопроводы, что, в свою очередь, снизит коррозион­ные процессы в конденсатопроводе, предотвратит поступление пробок соленой воды на ГДКС и ГПЗ (установку стабилизации), снизит эксплуатационные расходы на ГДКС и ГПЗ на разрушение эмульсий.

Проблемы техперевооружения и предложения ЮжНИИгипрогаза

При выполнении ТЭО институт столкнулся с тем, что, не­смотря на почти 30-летний срок эксплуатации ОНГКМ;до настоя­щего времени не разработано для сероводородсодержащих сред ни факелов, ни насосов, ни компрессорных агрегатов, ни аппаратов воздушного охлаждения для ДКС, ни компрессоров газов дегазации конденсата и нефти.

Нет регламентов на отдельные виды технологии: подготовки конденсата и нефти, совместного транспорта конденсата и нефти, освоения обводненных скважин и др. Учитывая это и для выполне­ния реконструкции и техперевооружения объектов промысла необ­ходимо решение следующих проблемных вопросов:

По эксплуатации обводненных скважин

В связи с отсутствием технологии эксплуатации обводненных скважин за период 1997-1999 гг. из эксплуатационного фонда в контрольный переведено более 80 обводненных скважин, что со­ставляет ~ 15 % от общего фонда. Соответствующим образом это

62


привело и к потере добычи газа. Согласно прогнозам, к 2006 г. ко­личество обводнившихся скважин может достигнуть 400.

Необходима разработка научно-технических решений по эксплуатации обводненных скважин для конкретных условий Оренбургского промысла.

По системам автоматического управления скважинами

Отключение эксплуатационных скважин промысла в настоя­щее время выполняется ручной арматурой. Для скважин пойменной зоны в настоящее время реализуется система управления с исполь­зованием энергии ингибиторопровода, что не соответствует требо­ваниям по инертности гидроагента.

Необходимо восстановление системы автоматического управления фонтанной арматурой скважин и системы отключения шлейфов. Необходима разработка систем управления фонтанной арматурой аналогично предусмотренной первоначальным проек­том.

По технологическому оборудованию площадок УКПГ