УКПГ-2 УКПГ-6 УКПГ-9 |
1985 1987 1989 1991 1993 1995 1997 1999 2001 |
.л |
*
4" 3,5"
з2,5"
Рис. 3. Динамика содержания смол в конденсате ОНГКМ
1991 год Нефть 15%
Конденсат 85 %
1994 год
Нефть 32 %
Конденсат 68 %
2000 год
Нефть 40 %
Конденсат 60 %
Рис. 4. Доля нефти в объеме жидких углеводородов
72
подготовкой на промыслах ГПУ продукции различных нефтяных и газоконденсатных залежей и месторождений;
несовершенством транспортной системы скважина-промысел (большая протяженность, сложный рельеф трассы, отсутствие на ряде месторождений первичной подготовки и т.д.);
несоответствием технологического оборудования УКПГ и ДКС в вопросе обеспечения качества подготовки различных нефте-конденсатных смесей, осложненных эмульсиями. В проектах обустройства промыслов и ДКС не были учтены возможности значительного роста объемов добычи нефти и ее совместного с конденсатом транспорта.
О степени влияния каждого объекта на качество жидких углеводородов позволяет судить пофакторный анализ технологической транспортной цепи (ТТЦ) "скважина - УКПГ - ДКС - ГПЗ". Для каждого звена ТТЦ определены характерные для него факторы, осложняющие подготовку конденсата и нефти.
Анализ ТТЦ позволяет определить потенциальные возможности в уровне подготовки жидкого сырья на конкретном объекте, пути и размеры воздействия на него с целью минимизации осложнений. Кроме того, анализ ТТЦ позволяет отследить возможные ухудшения в качестве подготовки сырья, вызванные появлением каких-либо осложняющих факторов.
Для примера, на рис. 5 приведена транспортная цепь "сква-жины-УКПГ-10 - ДКС-1 - ГПЗ", как наиболее осложненная различными факторами. Анализ показывает, что в наиболее сложном положении оказывается УКПГ-10, подготавливающая продукцию различных месторождений (ОНГКМ, Копанского НГКМ, Северо-Копанского месторождения), и которая, что важно, является точкой пересечения интересов различных юридических лиц: как владельцев, так и фирм - операторов. Имея 10-12 факторов, среди которых: накопление жидкости в газопроводе и, как следствие, залповые поступления ее на УКПГ, образование стойких эмульсий, сложная гидравлика трубопроводов и т.д., УКПГ-10 превратилась в сложнейший объект подготовки добываемой продукции.
Следуя далее по ТТЦ, можно отметить, что число факторов, осложняющих подготовку продукции, объективно уменьшается и Достигает минимального значения для конденсатопровода ДКС-1 - ГПЗ.
73
25 км |
БВН КоНГКМ |
ГПЗ |
Скв.. |
FH, FM, Ft, FL, FB, FI1, FP, FLH |
Ft, FB, |
Рис. 5. Анализ технологической транспортной цепи "скважина - УКПГ-10 - ДКС-1 - ГПЗ"
Факторы, осложняющие подготовку
Fo отсутствие первичной подготовки Ftt резкое снижение температуры
FH наличие в продукции нефти FL сложная структура потока
FM наличие в продукции мех. примесей FB наличие в продукции воды
Ft низкая температура FLH накопление жидкости в трубопроводе
FP резкое снижение давления Ffl склонность к пенообразованию
FT ограниченные технологические возможности
Понимая, что ухудшение качества продукции на выходе ДКС-1 напрямую зависит от первичной промысловой подготовки и, прежде всего на УКПГ-10, были разработаны мероприятия, направленные на максимальное использование всех имеющихся резервов по отделению и утилизации минерализованной воды из потоков нефти и конденсата на каждом звене технологической цепи от скважины до завода.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.