Технические решения по подготовке газа к транспорту на газовых и газоконденсатных месторождениях с падающей добычей, страница 117

УКПГ-2 УКПГ-6 УКПГ-9


1985        1987        1989        1991        1993        1995        1997        1999        2001


 .л

*


4" 3,5"

з2,5"


Рис. 3. Динамика содержания смол в конденсате ОНГКМ


1991 год         Нефть 15%





Конденсат 85 %

1994 год


Нефть 32 %





Конденсат 68 %


2000 год


Нефть 40 %


Конденсат 60 %

Рис. 4. Доля нефти в объеме жидких углеводородов

72


подготовкой на промыслах ГПУ продукции различных неф­тяных и газоконденсатных залежей и месторождений;

несовершенством транспортной системы скважина-промысел (большая протяженность, сложный рельеф трассы, отсутствие на ряде месторождений первичной подготовки и т.д.);

несоответствием технологического оборудования УКПГ и ДКС в вопросе обеспечения качества подготовки различных нефте-конденсатных смесей, осложненных эмульсиями. В проектах обу­стройства промыслов и ДКС не были учтены возможности значи­тельного роста объемов добычи нефти и ее совместного с конден­сатом транспорта.

О степени влияния каждого объекта на качество жидких уг­леводородов позволяет судить пофакторный анализ технологиче­ской транспортной цепи (ТТЦ) "скважина - УКПГ - ДКС - ГПЗ". Для каждого звена ТТЦ определены характерные для него факторы, осложняющие подготовку конденсата и нефти.

Анализ ТТЦ позволяет определить потенциальные возмож­ности в уровне подготовки жидкого сырья на конкретном объекте, пути и размеры воздействия на него с целью минимизации ослож­нений. Кроме того, анализ ТТЦ позволяет отследить возможные ухудшения в качестве подготовки сырья, вызванные появлением каких-либо осложняющих факторов.

Для примера, на рис. 5 приведена транспортная цепь "сква-жины-УКПГ-10 - ДКС-1 - ГПЗ", как наиболее осложненная различ­ными факторами. Анализ показывает, что в наиболее сложном по­ложении оказывается УКПГ-10, подготавливающая продукцию различных месторождений (ОНГКМ, Копанского НГКМ, Северо-Копанского месторождения), и которая, что важно, является точкой пересечения интересов различных юридических лиц: как владель­цев, так и фирм - операторов. Имея 10-12 факторов, среди которых: накопление жидкости в газопроводе и, как следствие, залповые по­ступления ее на УКПГ, образование стойких эмульсий, сложная гидравлика трубопроводов и т.д., УКПГ-10 превратилась в слож­нейший объект подготовки добываемой продукции.

Следуя далее по ТТЦ, можно отметить, что число факторов, осложняющих подготовку продукции, объективно уменьшается и Достигает минимального значения для конденсатопровода ДКС-1 - ГПЗ.

73



25 км


БВН

КоНГКМ


ГПЗ


Скв..


FH, FM, Ft, FL, FB, FI1, FP, FLH


Ft, FB,



Рис. 5. Анализ технологической транспортной цепи "скважина - УКПГ-10 - ДКС-1 - ГПЗ"

Факторы, осложняющие подготовку

Fo        отсутствие первичной подготовки               Ftt        резкое снижение температуры

FH       наличие в продукции нефти                         FL        сложная структура потока

FM      наличие в продукции мех. примесей       FB            наличие в продукции воды

Ft        низкая температура                                        FLH     накопление жидкости в трубопроводе

FP       резкое снижение давления                             Ffl        склонность к пенообразованию

FT        ограниченные технологические возможности


Понимая, что ухудшение качества продукции на выходе ДКС-1 напрямую зависит от первичной промысловой подготовки и, прежде всего на УКПГ-10, были разработаны мероприятия, направ­ленные на максимальное использование всех имеющихся резервов по отделению и утилизации минерализованной воды из потоков нефти и конденсата на каждом звене технологической цепи от скважины до завода.