Педология подростка. Половое созревание, страница 98

Как мы видели выше, каждому возрасту да известной степени соответствует своя патология. Это значит, что особенности данного возраста являются конституциональными особенностями и также определяюще влияют на реакцию организма в нормальном и болезненном состоянии, как и сложившаяся устойчивая, конституция взрослого человека. Единственной особенностью, единственным отличием этой конституции является то, что, как уже сказано, она изменчива. Вместе с общим процессом роста и развития ребенка, вместе с изменением его желез внутренней секреции, она существенно меняет свой тип, иногда переходя в противоположный.

Строго говоря, и этот момент изменчивости не является исключительной особенностью возрастной конституции, потому что и конституция взрослого человека, если понимать ее широко, как фенотипическую конституцию, по существу дела, является не постоянной, а изменчивой величиной, но самые эти изменения совершаются в гораздо более узких пределах, более или менее устойчивого типа, в то время как изменчивость детской конституции переходит за пределы всего того, что мы можем наблюдать у взрослого. И вот эти количественные различия переходящие в качественные, в сущности, и является основой, на которой возможно, с одной стороны, связать возрастную конституцию с общим понятием конституции, а, с другой стороны, отграничить ее, как особый вид или форму конституции.

Понятно, таким образом, какое огромное, значение приобретает вопрос о конституции каждого отдельного возраста. В сущности говоря, характеризуя конституцию какого-нибудь возраста или человека, мы тем самым пытаемся дать общее определение всех его свойств и особенностей, выразить самое ядро данного возраста, дать общую формулу, общий закон, которому подчинены все решительно частные проявления жизни человека в данную пору. Понятно поэтому, что вопрос о конституции в переходном возрасте приобретает исключительное значение. В зависимости от того или иного ответа на этот вопрос решается все наше отношение к периоду полового созревания и к отдельным его моментам и, следовательно, весь характер нашего педагогического подхода к подростку.

Существует установившийся взгляд, подкрепленный целым рядом исследований, характеризует конституцию переходного возраста, как астеническую конституцию. Остановимся кратко на этом понятии. Существует много различных классификаций и определений типов конституции. Многие авторы различают так называемые нормы и аномалии конституции, но в сущности все многообразие различных классификаций конституции сводится почти всегда к различению двух крайних и одного среднего типа строения человеческого тела, хотя многие системы называют четыре и больше типов конституции. Наиболее распространенная сейчас классификация Кречмера различает три основных типа: пикническую, астеническую и атлетическую конституцию Пикнический тип строения тела характеризуется широким развитием полостей головы, груди и живота. Это обычно люди с короткими конечностями, с хрупким строением костяка, с слабой мускулатурой и обильным жировым покровом.

Противоположными чертами характеризуется астенический тип строения тела. Это обычно люди, для которых характерно преобладание роста вверх над ростом вширь; эти люди имеют обычно-цилиндрическое туловище с узкой длинной грудной клеткой и узкими плечами, руки и шея производят впечатление длинных, кости, мускулатура и кожа тонкие, худые, лицо обычно продолговатое. И, наконец, атлетический тип строения тела характеризуется широким развитием скелета и мускулов: широкие плечи широка развитая мускулатура и гармоническое развитие всего тела характеризует атлетиков.

Так вот, ко второму из этих типов, именно астеническому, причисляют обычно подростка, указывая на то, что между возрастным симптомо-комплексом этого периода и особенностями астенической конституции существует несомненное родство. По подсчету проф. Маслова астеническая конституция прогрессивно нарастает от более раннего к более позднему возрасту и наиболее частой аномалией детей школьного возраста является именно астеническая конституция. «По моим данным», — говорит  этот автор, — «астения отмечена у 9,3% всех детей если же разбить детей по возрастам, то оказывается, что в грудном возрасте она определяется в 1%, в дошкольном—в 10%, а в школьном возрасте в 31,6%».