Педология подростка. Половое созревание, страница 111

Так, по данным проф. Арямова очень интересно отношение между болезненными расстройствами в переходном возрасте и между пребыванием подростка в школе фабрично - заводского ученичества. В первой группе этой школы мы находим 62% здоровых подростков, во второй группе — 44% и в третьей группе только 40%. Главнейшие формы болезненных расстройств выражаются в виде начальных стадий туберкулеза — 14,2%, малокровия — 19,6%, расхождения паховых колец — 11,6% повышенной нервной возбудимости — 37,4% (в том числе 6,2% ясно выраженной неврастении), значительный процент расстройств зрения — 11,6% и очень высокий процент носовых расстройств — 45,7% (7,3% из них приходится на аденоиды). При этом у одного и того же подроста нередко встречается по нескольку заболеваний. Приведенные нами данные показывают главнейшие формы болезненных расстройств, присущих этому возрасту. Мы видим, что такие заболевания, как туберкулез, малокровие, неврастения, расстройство зрения, т. е. моменты, непосредственна связанные с работой, увеличиваются в этом возрасте и, в частности, такое расстройство, как повышенная нервная возбудимость, прямо прогрессирует параллельно продвижению подростка в школе: в первой группе мы встречаем ее в 16%, во второй группе - в 32,5% и в третьей группе в 51%.

Все исследования этого автора и его сотрудников показали, что только 40 - 45% подростов обладают удовлетворительным здоровьем. Таковы же результаты, полученные в центральной профилактической амбулатории Наркомздрава, таковы же данные по Москве при обследовании подростков на производстве врачами Мосздрава.

Но самым примечательным в этом является то обстоятельство, что в то же самое время, те же самые исследования, которые констатируют, что только меньшая половина подростков является здоровой и что заболевания растут параллельно из, года в год, вместе с прохождением курса школы, э т и же самые исследования показывают, что в отношении роста, веса, грудной клетки, общего физического облика и вообще всех конституциональных особенностей в среднем наши подростки очень близки к нормам Штраца.

Отмеченное выше парадоксальное взаимоотношение степени физического развития и состояния здоровья подростка («при удовлетворительном общем физическом развитии весьма большой процент болезненных расстройств») обратило на себя внимание русских исследователей и вопрос о причине таких биологических ножниц по выражению И. А. Арямова очень интересует педологов и, конечное вполне этого заслуживает.

Нам представляется, что в свете изложенного нами взгляда эти явления получают свое полное объяснение. Мы и говорили, что данный возраст не конституционально, а кондиционально патогеничен. Это значит в основе своей он не приставляет ничего патологического. Это и подтверждают данные, говорящие о благоприятном физическом развитии подростка, в среднем приближающегося к нормам, установленным Штрацем.

Но этот возраст, являющийся путем вверх, создает в высшей степени благоприятные условия для патологического воздействия внешних факторов, и это подтверждают данные, говорящие о растущем количестве болезненных расстройств у подростков. Мы считаем необходимым указать, что даже те авторы, которые видят основу патологических изменений в этом возрасте в конституциональных особенностях подростка, даже они указывают, что характер заболеваемости в этом возрасте глубоко отличается от заболеваний в предшествующем возрасте.

Если эпоха раннего детства характеризуется, главным образом, как эпоха инфекционных заболеваний и свидетельствует о неприспособленности ребенка к общим условиям физической среды, в которой он растет (воздух, пища); если эпоха первого школьного возраста характеризуется главной массой, так называемых, школьных заболеваний (искривление позвоночника, близорукость) и характеризуется нажитыми болезнями, возникающими в результате ошибок воспитания (парта, учебник, сидячее обучение), то эпоха переходного возраста характеризуется заболеваниями, связанными с работой.