Физическое воспитание, помимо охранения здоровья и создания гигиенических условий для развития, является основным средством развития моторики. Правда, в этом возрасте грань, вообще условна, между физическим и общим воспитанием особенно часто стирается, как это легко видеть на примере моторики. «Ближайшим средством, способствующим как укорочению этой дисгармонии так и усовершенствованию, упрочению волевых движений и упорядочению подкорковых центров, говорит В. Е. Игнатьев служат упражнения, в которых интеллектуальная сторона преобладает. Лучше всего для осуществления этой сложной задачи служат упражнения моторного аппарата в виде различных движений с характером спортивных упражнений, гимнастики или же в виде разнообразных трудовых процессов».
Экспериментальное исследование 3. И. Чучмарева так же показало, что уроки физической культуры повышают непосредственно функцию управления своим поведением (волевая регуляция поведения).
Задачей моторного развития в период полового созревания является, по словам В. Е Игнатьева, выработка точности и продолжительности движений Эту задачу выполняют естественные движения, если им придают характер спортивности. Автор имеет в виду не спортсменство само по себе, Но «такую школу, которая способствует развитию сознательного психомоторного аппарата главным образом»;
«Преобладание среднего мозга, говорит он, начинающего раньше проявлять себя в области движений, а также и заканчивающего свою формовку, нуждается в регуляции своих функций со стороны коры полушарий большого мозга. Спортивные упражнения с одной стороны и трудовые процессы с другой являются в этом отношении надежными средствами. Первые укрепляют волю и влияют на характер, вторые сообщают организму возможность призывать к выполнению различных трудовых процессов определенную группу мышц и воспитывают энергию. Задача физического воспитания, заключает автор, правильно поставленная - огромна, в периоде полового созревания – исключительна».
Таблица № 11.
Физическое развитие неуспевающих учеников ФЗУ по данным И. А. Арямова.
| АМ. (средн. арифм.). | Рост. | Вес. | Окр. гр. | Э. Ц. ростовес. | 
| Неуспевающие | 156,7 | 46,7 | 77,1 | 295 | 
| По школе | 161,2 | 52,5 | 79,2 | 324 | 
| Отклонение неуспевающ. | -4,5 | -5,8 | -2,1 | -29 | 
| Очень успевающие | 160,5 | 5,1 | 80,5 | 343 | 
| Отклонение неуспевающ. | -3,8 | -7,4 | -3,4 | -48 | 
Таблица № 12. По данным И. А. Арямова.
Расстройства в области нервной системы (тремор, дермографизм частые головные боли, повышенная возбудимость сухожилых и других рефлексов встречаются у большинства неуспевающих - в 63,6% против 26,7% по школе и еще меньшего процента 8,3 - у очень успевающих.
Вышеуказанные нервные расстройства указывают на повышенную возбудимость нервной системы, следовательно, 2/3 неуспевающих имеют возбудимую нервную систему, тогда как очень успевающие ученики подобных лиц в своем составе имеют только 1/12 часть.
Таблица № 13.
Состояние здоровья неуспевающих учащихся ФЗУ по данным И. А. Арямова.
| Больных - неуспевающих | 76% | 
| Больных по школе | 54,8% | 
| Больных очень успевающих | 32,3% | 
Расширяя далее „педологический комплекс", охватываемый физическим воспитанием, автор указывает на значение физического воспитания в системе полового воспитания* Задгер устанавливает связь мышечной системы с эротикой, а это в свою очередь указывает «на возможность в периоде полового созревания пользоваться мышечной системой не только, как отвлекающим, но и регулирующим средством на все отравления организма в период его окончательной перестройки».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.