Педология подростка. Половое созревание, страница 63

Физическое воспитание, помимо охранения здоровья и создания гигиенических условий для развития, является основным средством развития моторики. Правда, в этом возрасте грань, вообще условна, между физическим и общим воспитанием особенно часто стирается, как это легко видеть на примере моторики. «Ближайшим средством, способствующим как укорочению этой дисгармонии так и усовершенствованию, упрочению волевых движений и упорядочению подкорковых центров, говорит В. Е. Игнатьев служат упражнения, в которых интеллектуальная сторона преобладает. Лучше всего для осуществления этой сложной задачи служат упражнения моторного аппарата в виде различных движений с характером спортивных упражнений, гимнастики или же в виде разнообразных трудовых процессов».

Экспериментальное исследование 3. И. Чучмарева так же показало, что уроки физической культуры повышают непосредственно функцию управления своим поведением (волевая регуляция поведения).

Задачей моторного развития в период полового созревания является, по словам В. Е Игнатьева, выработка точности и продолжительности движений Эту задачу выполняют естественные движения, если им придают характер спортивности. Автор имеет в виду не спортсменство само по себе, Но  «такую школу, которая способствует развитию сознательного психомоторного аппарата главным образом»;

«Преобладание среднего мозга, говорит он, начинающего раньше проявлять себя в области движений, а также и заканчивающего свою формовку, нуждается в регуляции своих функций со стороны коры полушарий большого мозга. Спортивные упражнения с одной стороны и трудовые процессы с другой являются в этом отношении надежными средствами. Первые укрепляют волю и влияют на характер, вторые сообщают организму возможность призывать к выполнению различных трудовых процессов определенную группу мышц и воспитывают энергию. Задача физического воспитания, заключает автор, правильно поставленная - огромна, в периоде полового созревания – исключительна».


Таблица № 11.

Физическое развитие неуспевающих учеников ФЗУ по данным И. А. Арямова.

АМ. (средн. арифм.).

Рост.

Вес.

Окр. гр.

Э. Ц. ростовес.

Неуспевающие

156,7

46,7

77,1

295

По школе

161,2

52,5

79,2

324

Отклонение неуспевающ.

-4,5

-5,8

-2,1

-29

Очень успевающие

160,5

5,1

80,5

343

Отклонение неуспевающ.

-3,8

-7,4

-3,4

-48

Таблица № 12. По данным И. А. Арямова.

Расстройства в области нервной системы (тремор, дермографизм частые головные боли, повышенная возбудимость сухожилых и других рефлексов встречаются у большинства неуспевающих - в 63,6% против 26,7% по школе и еще меньшего процента 8,3 - у очень успевающих.

Вышеуказанные нервные расстройства указывают на повышенную возбудимость нервной системы, следовательно, 2/3 неуспевающих имеют возбудимую нервную систему, тогда как очень успевающие ученики подобных лиц в своем составе имеют только 1/12 часть.

Таблица № 13.

Состояние здоровья неуспевающих учащихся ФЗУ по данным И. А. Арямова.

Больных - неуспевающих

76%

Больных по школе

54,8%

Больных очень успевающих

32,3%

Расширяя далее „педологический комплекс", охватываемый физическим воспитанием, автор указывает на значение физического воспитания в системе полового воспитания* Задгер устанавливает связь мышечной системы с эротикой, а это в свою очередь указывает «на возможность в периоде полового созревания пользоваться мышечной системой не только, как отвлекающим, но и регулирующим средством на все отравления организма в период его окончательной перестройки».