Педология подростка. Половое созревание, страница 77

Шпрангер полагает, что в этом отношении Фрейд идет сходным путем в области психологии, с тем, каким шел Маркс в области истории, пытаясь найти независимое, переменное, к которому все остальное могло бы быть сведено, как зависимая функция или надстройка. Но, по его мнению, ошибка именно заключается в том, что этому положению Фрейд придает не только онтологическое, но и онтогенетическое значение, именно он утверждает, что сексуальное появляется раньше, а эротическое позже, что психологическая, душевная сторона любви возникает в онтогенезе только после того. как процесс физиологического созревания уже совершился в своих главных частях.

Таким образом, говорит Шпрангер, в этой теории психологические изменения рассматриваются только, как рефлекс сексуального и эту теорию, которую как и всю психологию Фрейда часто называют психологией глубин, Шпрангер оценивает, как просто поверхностную психологию Его исходной точкой является дуализм в психологии полового созревания. Он говорит, что нет других научных путей познать и понять психологию подростка, как различать два генетических пути, которые являются одинаково первоначальными и независимыми друг от друга, и которые в конце концов приводят к объединению эротического и сексуального момента, завершая тем самым весь процесс полового созревания.

Поэтому, Шпрангер останавливается подробно на характеристике сексуального момента в поведении и переживании подростка. Раньше всего он указывает на то, что этот момент является подлинной революцией, которую созревание вызывает в психике подростка. Нельзя преувеличить того потрясения, которое с этим связано. Подросток открывает в себе совершенно новую сторону.

Приблизиться к пониманию этого открытия и тех результатов, которые оно вызывает, по мнению Шпрангера можно только, если представить себе, если вообразить, как на нас должно было бы подействовать, если бы после многих лет спокойной жизни мы однажды нашли в себе нечто такое, что сразу представило бы нас в совершенно новом и чуждом свете.

Сексуальное, таким образом, врываясь в переживания и поведение подростка вызывает в нем подобного рода потрясение, отчуждение от самого себя и глубокие изменения всей решительно его установки. Самые формы сексуальных переживаний и поведения Шпрангер сводит к трем основным моментам. Во первых он различает сексуальные интересы, которые направлены на все то, что связано с сферой половой жизни, которые в различной степени связываются с умственными интересами и превращаются в них, но которые имеют конечно гораздо более глубокие корни в самом факте полового созревания. Эти интересы, как бы они глубоко не были укоренены в инстинкте, следует отличать от сексуальных желаний и стремлений в собственном смысле слова, которые стоят на другом полюсе этой же самой линии развития. И система переживаний» и система реакций, в которых проявляются эти последние, глубока отличаются от той формы, в которой проявляются сексуальные интересы. Это - второй момент в сексуальном развитии и подростка.

Среднее место между тем и другим занимает фантазия, которая обслуживает как интересы, так и желания в этой сфере. Но как мы говорили уже, самым характерным для всего этого возраста Шпрангер считает тот факт, что сексуальное совершенно лишено эротических моментов, и во всех трех формах своего проявления (интересах, фантазии и желаниях) наглухо отделено оттого общего состояния беспредметной влюбленности, которое характеризует эротическую линию в развитии подростка. Как правило, говорит Шпрангер, объект эротических и сексуальных переживаний в переходном возрасте различен. И это несовпадение объекта, на который направлено то или другое стремление, является только внешним выражением того разделения обеих генетических линий, в котором Шпрангер видит центр всей психологии полового созревания.