Педология подростка. Половое созревание, страница 93

Основное, что несет за собою онанизм в период полового созревания это ранняя растрата химических, элементов еще не вполне созревшей половой железы. Если учесть что половая железа обслуживает целый ряд центральных физиологических функций (мозговую кору, обмен веществ качественное регулирование роста всех тканей и т д.) ясно, что преждевременная растрата этого фонда биологического созревания не может остаться без тяжелых последствий» (Залкинд).

Но самое серьезное, самое существенное последствие, связанное с онанизмом особенно длительным и частым, заключается в том, что он налагает особую печать на социальное поведение ребенка. Тяжелее физиологических — его психологические последствия. Если со стороны физиологической можно сказать, что вредным является ранний и чрезмерный онанизм, то психологически опасность заключается во всяком решительно онанизме.

Эта опасность заключается в том что на этой основе надстраивается более сложное психологическое состояние. Оно связано с одной стороны с легким и коротким самоудовлетворением, с быстрым истощением всего психического запаса стремлений. Известное напряжение существование препятствий, как показал акад. Павлов, являются необходимым условием для правильного функционирования инстинктов. Наоборот, быстрое удовлетворение приводит к тому, что самый рефлекс цели угасает, что в свою очередь, приводит к общей опустошенности, к потере смысла жизни.

Самоубийства, впервые появляющиеся, как типическое явление в переходном возрасте акад. Павлов связывает с потерей этого рефлекса цели. Шпрангер правильно говорит, что уже в самом факте онанизма заключается указание на то, что подросток во всей своей внутренней ситуации находится в неустойчивом состоянии. Он еще как правило, не имеет никакой установки на большие задачи, никакой крепкой связи или заполняющей его любви. В онанизме, говорит он, заключается действительно нечто от намеренного отбрасывания самого себя, некоторый латентный момент мировоззрения.

Психологическая ситуация онаниста является непременно своего рода двоедушием, в этом и заключается психологическая опасность онанизма.

Нам думается, что латентный момент мировоззрения, заключающийся в онанизме, состоит в том что личность особым образом определяет свое отношение к своим влечениям. Но равным образом верно и обратное положение, гласящее, что только этическая установка человека по отношению к самому себе может явиться также латентным моментом мировоззрения, который определил бы собою сублимацию.

Мы приблизились здесь к тому пункту, раскрытие которого и составляет задачу настоящего очерка. Мы будем особо говорить и о самом характере развития этических моментов в переходном возрасте и о связи их с общим культурным и социальным развитием подростка. Мы здесь хотели бы только указать, что мы приблизились к этому пункту, который освещен в этике Спинозы. Все кто говорили до сих пор о половом воспитании подростка, говорили пользуясь выражением Спинозы, о человеческом рабстве и о могуществе страстей.

С переходного возраста начинается глава, которую на том же языке философии Спинозы следует назвать главой о человеческой свободе или могуществе разума. Вопросы овладения своими влечениями, подчинение их своему господству и власти, должны занять центральное место, как в теоретическом, так и в практическом освещении всей проблемы полового созревания.

В связи с этим нам хотелось бы указать на два момента, которыми мы могли бы и заключить настоящий очерк. Первый заключается в том что для переходного возраста, как раз и оказывается характерным подобный интерес к этическим проблемам и к овладению собой. Иллюстрацией этого является «Отрочество». Толстого, в котором рассказывается о подростке, этические искания которого направлялись по руслу религиозно нравственного совершенствования.

«Эта принципиальность жизненных установок, преувеличенная строгость в их выполнении, является характерной чертой возраста, в то же время как самое направление этих исканий обусловлено, конечно, условиями социальной среды, социальной индукцией окружающего культурного мира и воспитанием. Подросток, о котором рассказывает Толстой, весь сосредоточился на отвлеченных вопросах о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души». (Коновалов).