Педология подростка. Половое созревание, страница 60

Повышенная эмоциональность и неустойчивость переходного возраста, общая и глубокая перестройка всего организма, повышенная ранимость - все это делает чрезвычайно ответственной задачу физического воспитания в этом возрасте. Даже самые оптимистические исследователи, приходящие к отрицанию общей астеничности (ослабленности), как основной черты этого возраста, видящие основу всех процессов физического развития в мощном и общем подъеме жизнедеятельности, не могут отрицать наличия своеобразных „биологических ножниц", по выражению И. А. Арямова, отличающих переходный возраст.

В одной из следующих глав мы приведем данные о состоянии здоровья рабочих подростков. Из этих данных будет видно, что очень большой процент подростков отличается расстроенным здоровьем. Эту проблему «биологических ножниц» в переходном возрасте И. А. Арямов формулирует, как парадоксальное взаимоотношение степени физического развития и состояния здоровья подростка (при удовлетворительном общем физическом развитии весьма большой процент болезненных расстройств).

Мы напомним еще два обстоятельства, усиливающих значение этих биологических ножниц и дополняющих их содержание. Первое заключается в том как увидим .в следующем очерке, что те жe исследования И. А. Арямова, которые привели этого автора к отрицанию „господства астенизма" в переходном возрасте, показали, что половое созревание рабочего подростка, в общем является задержанным по сравнению, например, с американским подростком, что „современный подросток и юноша сильно отстает в своем половом, а следовательно и общем развитии". Это собственные слова .И. А. Арямова. Как видим весьма существенная поправка к положению об общей благополучной картине физического развития. Снова - „парадоксальное взаимоотношение"— общего удовлетворительного физического развития и отставания в половом, а следовательно и общем развитии.

Таблица № 9.

Развитие мускулатуры по данным И. А. Арямова.

Состояние мускулатуры.

1 группа.

2 группа.

3 группа.

4 группа.

Всего в школе

% %

% %

% %

% %

% %

Хорошо.

29,4

30,0

38,2

42,5

35,8

Средне.

38,2

60

50

44,6

47,5

Слабо.

32,4

10

11,8

12,9

16,7

Второй не менее существенный корректив должен быть внесен в связи с тем, что приведенные нами выше данные И. А. Арямова, как указывает сам автор в другой книге, не могут считаться типическими для рабочего подростка вообще. Они не могут характеризовать рабочего подростка массового. Сравнение этих данных с данными о развитии подростков бригадного ученичества показывает, что ученики ФЗУ характеризуются лучшим физическим развитием и здоровьем. Ученики бригадного ученичества в подавляющем большинстве случаев отмечаются астенической конституцией, еще более запаздывают в половом созревании; с плохо развитой мускулатурой среди них в 2,5 раза больше, чем среди учащихся школы, прошедших профотбор. Среди бригадных больше подозрительных на туберкулез и несравненно больше слабо упитанных, тщедушных, худосочных". Вывод тот, что в школу ФЗУ „попадает все лучшее, что можно бывает отобрать при профотборе".

Это объяснение представляется нам абсолютно справедливым. Вспомним, что кривая физического развития, соответствующая развитию подростков ФЗУ, все время проходит значительно выше, чем две другие кривые, символизирующие физическое развитие массового рабочего и городского подростка, (см. табл. №№ 6 и 71). Одна составлена на основании исследований, разработанных П. И. Куркиным в книге „Московская рабочая молодежь» (Москва, 1924 г.) и охватывающих 20.000 подростков, из них 9.000 городских московских подростков. Другая представляет результаты исследования Л П. Николаева, изложенных в сборнике „Дети-украинцы". (Харьков. 1926 г.) и охватывающих украинских детей и подростков. Средние величины, характеризующие развитие подростков ФЗУ, почти всегда выше соответствующих показателей развития массового подростка.