Педология подростка. Половое созревание, страница 90

Сублимацию создает только необходимость, а эта необходимость, в свою очередь должна иметь точку опоры внутри полового инстинкта. Половой инстинкт, который, по выражению Шелера сам себе ставит пределы, теряет это свое волшебное свойство и становится подчиненной силой, которая отклоняется от своего прямого пути тогда, когда в поле действия вступают другие более мощные силы. И, наконец, это понимание сублимации предполагает наличие очень сложных и тонких перерабатывающих аппаратов в мозговой коре, которые могли бы обеспечить самый процесс сублимации. Недостаточно того, чтобы возникала энергия полового влечения, чтобы существовали потребности, отвлекающие ее на новые пути нужно еще чтобы был аппарат, который способен ее перерабатывать. При отсутствии этого последнего, ни о какой сублимации не может быть и речи.

Мы приходим, таким образом к выводу, что для объяснения этого сложного процесса недостаточно тех двух точек, которые мы предположили раньше — точки полового созревания и точки социального созревания, но необходимо еще допустить третье именно обще-органическое и культурное созревание, которое могло бы о обеспечить самый механизм превращения одних видов энергии в другие. Проще говоря, может существовать энергия полового влечения, могут существовать далее вне ее лежащие мощные потребности, связанные с социальным созреванием подростка, но отсутствие достаточно развитой коры головного мозга, достаточно развитых культурных форм поведения может привести к тому, что процесс сублимации не осуществится.

Мы видим, таким образом, что в психологии полового созревания сотрудничают все три точки, несовпадением которых мы пытались объяснить своеобразную структуру переходного возраста. Но одну силу обычно забывают, когда рассматривают психологию полового созревания, эта сила — личность самого подростка. Отсутствие этой величины в расчетах психологов дает себя знать особенно чувствительно там, где из этих психологических теорий делаются практические выводы в смысле практики полового воспитания.

Совершенно правильно Шпрангер указывает на то, что задача полового воспитания заключается в том чтобы действовать преждевременно, чтобы подготовить подростка до самого момента наступления половой зрелости. Трудность и сложность этой проблемы заключается в том, чтобы действовать не сегодня или завтра, а подготовить задолго до того, как влечение созреет и обнаружится. Обсуждая медицинский вопрос относительно вредности сексуального воздержания в юношеском возрасте Шпрангер отказывается от прямого ответа на этот вопрос. Как известно в старое время существовало мнение, что длящееся многие годы половое воздержание после периода созревания является для мужчины во всяком случае вредным. В последнее время взгляд этот не разделяется большинством авторитетных ученых. Оставляя в стороне этот вопрос мы вместе с тем не можем не согласиться, что одно положение кажется несомненным — сдерживание влечения, когда оно уже наросло до большой силы, приводит к мучительному нервному напряжению, к неспособности ко всякой другой работе.

«Как бороться с этим, говорит Шпрангер, это вопрос сексуальной педагогики, но во всяком случае эта борьба не должна идти в то время, когда половое влечение уже здесь. Сущность этой борьбы сводится не к тому или другому специальному мероприятию, а к тому, что вся телесная и психическая жизнь с концентрированной энергией берется в руки».

В сущности говоря, и наша система полового воспитания — при всем ее коренном принципиальном и фактическом отличии от того, что имеет в виду Шпрангер — включает в себя оба эти положено, о преждевременной подготовке подростка и о проникновении полового воспитания во все решительно моменты обще-воспитательных мероприятий. Основные принципы, характеризующие место полового воспитания в системе советской педагогики для переходного возраста, сводятся в книге проф. Залкинда к трем основным положениям. Первое гласит, что нет особого специального полового воспитания, оторванного от обычной учебно-воспитательной работы.