Педология подростка. Половое созревание, страница 30

Таким образом, зародыш человека на первых стадиях своего развития обнаруживает известное сходство с зародышем других животных, так что только в конце пятой и начале шестой недели зародыш человека может быть. отличен от зародыша других животных, например курицы, черепахи, собаки, и сохраняет большое сходство с зародышем обезьяны.

Дарвин видел в этом обстоятельстве указание на общность происхождения всех видов животных.

Другие ученые - Мюллер и Геккель — сформулировали на этом основании биогенетический закон, заключающийся в том, что ребенок в процессе утробного развития в сжатом и кратком виде повторяет историю развития рода. Э. Геккель формулирует этот закон в таком виде: «Онтогения есть повторение филогении, т. е. ряд форм, которые проходит отдельный организм во время своего развития от яйца до развитого состояния, есть сжатое повторение длинного ряда форм, который прошли животные предки того же организма с древнейших времен, так называемого, органического творения до настоящего времени».

Кроме указанных выше двух моментов, наличия так называемых атавистических признаков у человеческого зародыша, т.-е. признаков отдаленных предков, и сходства зародыша человеческого и других животных, — есть еще третий момент, говорящий в пользу признания этого закона. Это действительная аналогия, намечающаяся между одним и другим процессом развития, заметная особенно на первых стадиях внутриутробного развития.

Однако, в настоящее время более детальное изучение процессов развития показало, что как говорит проф. Северцев, «отношение между филогенезом и онтогенезом гораздо сложнее, чем думали до сих пор, и не исчерпываются отношениями, открытыми Мюллером и развитыми Геккелем».

Мы склонны думать, что было бы с теоретической точки зрения, вообще, трудно ожидать, чтобы история развития человеческого зародыша сколько-нибудь полно повторяла историю развития рода, так как при всех фактических данных, говорящих в пользу этого, данных, о которых мы говорили выше, основной фактор развития, именно среда, в которой происходило развитие животных видов, и среда, в которой протекает развитие человеческого зародыша, как и другие основные факторы, именно самые «механизмы» того и другого развития (борьба за существование, отбор и т. д.)_- глубоко разнятся в обоих случаях. Поэтому нам кажется  правильным замечание Маршаля, который говорит: «Поистине, это—история, но история, из которой целые главы потеряны, а в сохранившихся много страниц находится не на своем  месте, иные так замазаны, что их почти невозможно прочитать, и еще того хуже — позднейшими руками бесцеремонно внесены изменения и поддельные дополнения, иногда так искусно, что их почти невозможно обнаружить».

Утробное развитие ребенка заканчивается катастрофой родов. Это изменение называют обычно катастрофическим, потому что оно связано с резким скачкообразным изменением во всем процессе развития и в обстановке его. Это есть скачек в развитии в настоящем смысле этого слова, скачек, подготовленный всем предшествующим ходом утробного развития, но, тем не менее являющийся революционным, а не эволюционным моментом развития. Катастрофичность заключается в том, что самим актом родов созревший организм ребенка переносится извнутри органической среды во внешнюю среду, отделяется от организма матери и вследствие этого коренным образом изменяет все решительно условия всего своего существования.

Это резкое, внезапное изменение в развитии неизбежно связано с серьезнейшим изменением во всей жизни и во всем приспособлении ребенка.

Теперь начинается для ребенка младенческий возраст, который легко охарактеризовать, если опять  исходить из того своеобразного отношения, которое создается между ребенком и средой в этот период. Своеобразие этого отношения заключается в том, что ребенок оторвался уже от матери, вступил в связь с внешней средой непосредственно, но все формы его отношения с внешней средой еще находятся в том переходном состоянии, когда связь организма с матерью не до конца потеряна.