Педология подростка. Половое созревание, страница 74

Возраст.

Отсутствие вторичн. половых признаков.

Не вполне созревшие.

Вполне созревшие.

15 л.

25%

31,3%

43,7%

16 л.

21,4%

33%

45,6%

17 л.

19%

29%

52%

18 л.

21,2%

78%

19 л.

1101%

88,2%

20 л.

5,5%

94,5%

21 л.

100%

В половом созревании почти все авторы различают 3 стадии. Бидль ставит их связь с изменениями в системе желез внутренней секреции. Он различает: 1) предпубертальную стадию, характеризующуюся усиленной деятельностью гипофиза и щитовидной железы, стимулирующих рост половых желез: 2) стадию созревания, характеризующуюся борьбой между развивающимися половыми железами, с одной стороны, и гипофизом и щитовидной железой, на которые половые железы действуют тормозящие, с другой; 3) стадию зрелости, характеризующуюся окончанием борьбы и доминированием половых желез во всей эндокринной системе.

Необязательная литература для углубленной проработки задания.

1.  1.М. М. Рубинштейн и В. Е. Игнатьев. Психология, педагогика и гигиена юности. Изд. «Мир». Москва, 1926 г. U. 2 р. 40 к. — ч. I: Гигиена периода полового созревания

2.  И. Д. Гельман. Половая жизнь современной молодежи. Изд. II. Гос. Изд. 1925 г. Ц. 70 к.

3.  К. П. Веселовская. Педологические основы полового воспитания. «Раб. Просв.». — Москва, 1926 г. ц. 60 к.

4.  Б. И. 3авадовский. Проблемы старости и омоложения. Изд. «Красная новь» — Москва, 1923 г.

Темы для контрольных работ к заданиям №№ 5—6.

Ответьте в письменной форме на следующие вопросы и мотивируйте ваши ответы:

1.  Что такое несовпадение трех точек созревания, как оно обменяется, и почему этот, факт может рассматриваться, как источник главнейших особенностей и своеобразия переходного возраста.

2.  Опишите важнейшие анатомо-физиологические особенности переходного возраста.

3.  Каковы важнейшие изменения в нервной системе, совершающиеся в период полового созревания.

4.  Что такое железы внутренней секреции; какова их роли в процессах детского развития; какие важнейшие изменения в системе внутренней секреции происходят в период полового дозревания.

5.  Каковы важнейшие особенности полового созревания у мальчиков и девочек, и чем они вызываются.

6.  Каковы педологические основания совместного воспитание полов.


Задание № 7.

ГЛАВА VII. ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ.

Содержание задания.

Три стадии полового созревания. - Теория Шпрангера. - Две стороны в психологии полового созревания. - Эротическое и сексуальное, их объединение. - Метафизический дуализм, как основа этой теории. - Половая доминанта: ее соматические и кортикальные компоненты. - Теория Фрейда - Детская сексуальность, вытеснение, сублимация. - Критика теории Фрейда. - Положительная и отрицательная сублимация. - Истинное происхождение детской сексуальности. - Детский половой паразитизм. - Несовпадение трех точек созревания. Как  динамическая основа структуры личности подростка в переходный период - Психология полового созревания, как основа полового воспитания. Обратное влияние корковых компонентов на половую доминанту. - Проблема личной этики.

План проработки задания.

1.  Составьте конспект этого задания, охватив и дополнительную литературу, если вам удастся ее проработать.

2.  Уясните себе, как одни и те же факты психологии полового созревания (напр., влюбленность подростков, гомосексуализм, онанизм и др.) по разному освещаются теорией Шпрангера и Фрейда.

3.  Проанализируйте с точки зрения изложенной в тексте теории систему полового воспитания, применяемую в вашей школе.

4.  Сопоставьте, пользуясь собственными наблюдениями и опросом, важнейшие моменты в психологии полового созревания мальчиков и девочек.