Педология подростка. Половое созревание, страница 40

Десятки тысячелетий при медленно изменявшейся внешней среде очень глубоко врезаются в организм и потому сжато воспроизводятся, повторяются зародышевым развитием. Тысячелетия же, а сейчас столетия и десятилетия родового развития не представляют собой такого длительного срока, не создают таких прочных свойств, которые закрепились бы для автоматического их повторения».

Таким образом, первая причина убывающего значения биогенетического закона заключается в том, что чем дальше мы идем по пути развития ребенка, тем меньшее значение в общем процессе его развития могут иметь наследственные влияния. Другое соображение заключается во все возрастающем значении и изменении социальной среды, которое нарастает пропорционально возрасту ребенка.

Следующая группа биологических теорий кладет в основу этого возраста также факт полового созревания. Однако, все эти теории объединяет отказ от того параллелизма, который составлял основу теории Стенли Холла. Каждую из этих теорий отличает то своеобразное отношение между фактами полового созревания и психологической надстройкой над ними, та своеобразная структура, которую выдвигает каждый из этих авторов.

Карл Гроос (1912), которому принадлежит наиболее полная и обстоятельно разработанная биологическая теория этого возраста, видит особенности его в том, что на первое место в эту эпоху выдвигаются инстинкты, связанные с половой жизнью. В центре становятся унаследованные предрасположения, относящиеся к сохранению рода, но основной инстинкт, составляющий биологическую основу всего созревания, прикрывается и умеряется другими влечениями, которые переживаются более сознательно.

Для Грооса, таким образом, переходный возраст также оказывается в основе своей, в структуре своей определенным наследственными влияниями. В этом отношении он считает, что подросток отличается от ребенка старшего возраста, так как у этого последнего преобладают привычка и воля, а не инстинкты, и так как наследственные предрасположения переработаны и дополнены у него воспитанием.

Гроос различает четыре таких «прикрывающих инстинкта», из взаимодействия которых с половым инстинктом создается своеобразная картина переходного возраста.

Это, во-первых, влечение к сближению, связанное с мечтательностью. Во-вторых противоположное этому влечению влечение к замкнутости, характеризующееся пренебрежительным отношением к другому полу, бегством в одиночество, усилением деятельности фантазии и грезами, в которых страсти находят себе разряд и катарсис, перенесением мощных влечений, отступающих от действительности, в область идеала.

Третье влечение — к самоутверждению, имеющее сексуальные и социальные корни, и выражающееся в области телесного самоутверждения в  подчеркивании телесных достоинств, силы, храбрости, красоты и в потребности в украшениях, в следовании за модой, кокетстве, а в области духовного самоутверждения, в стремлении к знанию, в потребности в дружбе,  в искусстве.

Наконец, четвертое влечение, — к борьбе, направленной против соперников, связанное и сдерживаемое только социальными тенденциями, духом товарищества, уважением к закону и т. д., отсюда стремление к радикализму, к оппозиции, к духовной борьбе. Оба эти последние влечения к самоутверждению и к борьбе находят свое идеальное осуществление в фантазии, так же, как любовное стремление.

Гроос пытается, таким образом, вывести все своеобразие периода полового созревания из врожденных влечений, представляющих своеобразную структуру, для которой существенным является то, что в ее основе лежит инстинкт сохранения рода, который покрывают четыре других влечения, указанных выше. Благодаря этой своеобразной структуре, Гроос пытается объяснить, как возникает сексуальное влечение, как оно отклоняется от непосредственных сексуальных целей и направляется в область идеального.

Теория Грооса была в свое время значительным шагом вперед по пути научного уяснения особенностей переходного возраста и серьезной попыткой сведения их в некоторую систему. Однако  два основных недостатка отличают эту систему.