Педология подростка. Половое созревание, страница 95

3.  А. Б. Залкинд. Революция и молодежь. — Изд. Свердловского университета 1925 г.

4.  М М.Рубинштейн и В. С. Игнатьев. Психология, педагогика и гигиена юности. — Изд. «Мир», Москва — 1926 г. — Ц. 2 р. 40 к. — Гл. 8-11 и 21 — 22.


Задание № 8.

ГЛАВА VIII. КОНФЛИКТЫ И ОСЛОЖНЕНИЯ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА.

Содержание задания.

Проблема «нормальной патологии» переходного возраста — Понятие о конституции: соматическая и психологическая конституция, их единство. — Проблема астенической и шизотимической. конституции в переходном возрасте. — Два противоположных взгляда на содержание и характер кризиса в переходном возрасте. — Биологический характер кризиса. — «Фенотипическая» и «кондиционльно-генетическая» точка зрения в педологии переходного возраста. — Новый педологический материал (изучение рабочего подростка). — Структура основных жизненных потребностей рабочего и буржуазного подростка. — Конституциональное и кондициональное понимание конфликтов и осложнений переходного возраста. — «Биологические ножницы» в переходном возрасте и их объяснение.

План проработки задания.

1. Составьте план и конспект настоящего задания.

2. Ознакомьтесь с конкретными результатами исследований физического развития и состояния здоровья подростков в какой-либо школе или педологическом кабинете и сопоставьте их с данными, приведенными в тексте; рассмотрите, в пользу какого из двух взглядов на конституцию подростка они говорят.

3. Понаблюдайте за одним - двумя подростками, в развитии которых вы можете подозревать наличие конфликтов и осложнений («трудный» подросток в смысле обучения или воспитания), постарайтесь выяснить причины и характер конфликта в свете изложенных в этом очерке сведений и теорий.

4. Составьте схематические характеристики подростков, с которыми вы ведете работу, на основании собственных общих наблюдений или анкетных сведений (самохарактеристика и характеристика друг друга) и сверьте результаты с обоими приведенными в тексте взглядами на характер в переходном возрасте.

Переходный возраст богат конфликтами и осложнениями. Некоторые думают о нем, что он весь представляет собою ни что иное, как один сплошной, долго затянувшийся конфликт, и что можно провести знак равенства между периодом полового созревания и отклонением от нормального типа развития и поведения. Период полового созревания, поэтому, даже называли нормальной патологией, желая этим названием подчеркнуть, с одной стороны, всеобщность и как бы нормальность этого явления, вызываемого совершенно естественной причиной, именно половым созреванием, а с другой стороны, необычайность этих явлений, их критический характера и то обстоятельство, что они выходят за пределы нормального, свойственного здоровому ребенку, юноше и взрослому человеку.

С этой точки зрения, период полового созревания является как бы обязательной и всесторонней болезненной повинностью, через которую должны пройти организм и личность ребенка или во всяком случае таким состоянием, где черты нормального и болезненного смешаны до неузнаваемости, образуя странное и необычайное соединение. Этот взгляд противоречит старому традиционному взгляду, согласна которому норма и патология разделены между собою непроходимой чертой, что болезнь и здоровье являются двумя раздельными областями, между которыми не существует никакого моста и ничего общего.

Оба эти взгляда являются неправильными, но каждый по своему. Мы и постараемся в настоящем очерке осветить, в чем заключается неправильность того и другого взгляда, и наметить более отвечающее действительности научное представление о норме и патологии в пределах переходного возраста.