Педология подростка. Половое созревание, страница 102

Мы видим, таким образом, что учение о психологической конституции подростка находит в поведении подростка те же болезненные черты, которые астения обозначает в сфере анатомо-физиологических особенностей. Сказать, как это делает рассматриваемое учение, что конституция подростка характеризуется астенически-шизотимическим типом, значит сказать, что в нормально протекающем периоде полового созревания обнаруживаются те черты, которые в заостренном, доведенном до конца крайнем выражении соответствуют патологической картине туберкулеза в области анатомо-физиологических свойств организма и шизофрении в области психологической. Ослабленность и распад — вот что характеризует переходный период с этой точки зрения.

В последнее время это учение об особенностях темперамента или психологической конституции в переходном возрасте вызывает столь же законные сомнения, как и вопрос об астеничности подростка. Те же исследования проф. Арямова показали, что среди 2000 рабочих подростков обнаружено только 30% возбудимых и 70% уравновешенных и спокойных.

Почти такое же распределение намечается и в отношении общительности и замкнутости: 62% общительных и 38% замкнутых, при чем, пожалуй, самым важным из всего этого является то наблюдение, что самая пропорция в сочетании и комбинировании этих черт не соответствует шизоидной пропорции. Так, например, замкнутость и уравновешенность — с одной стороны и общительность и возбудимость — с другой встречаются часто рядом друг с другом в то время, как формула шизоидной конституции характеризуется сочетанием замкнутости с возбудимостью. Мы ниже в особой главе рассмотрим подробно результаты этих исследований.

Здесь укажем только, что эти исследования обнаружили реализм практичность, здоровое критическое отношение к действительности там, где старые данные говорили о чрезмерном фантазировании, уходе от реальной жизни, утрачивании интереса к внешнему и т. д. Достаточно сказать, и к этому мы тоже вернемся еще ниже, что все эти данные, как говорит проф. Арямов, заставляют скорее опасаться за некоторую чрезмерность практичности и отсутствие склонности к мечтаниям, уводящим от насущных нужд, от повседневной жизни. «Получается впечатление, что нашей школе, обслуживающей советского подростка, необходимо обратить серьезное внимание на усиление моментов, развивающих творческую фантазию своих питомцев, чтобы из них получились не только хорошие исполнители, работники, но и исследователи, творцы».

В особых главах, посвященных анализу интересов подростка, культурного его развития, общей структуры его личности мы будем еще неоднократно иметь случай вернуться к этому вопросу. Здесь нас интересует только тот итог, тот суммарный вывод, который позволяет нам правильно подойти к общей оценке переходного возраста и его особенностей.

Мы видим, таким образом, что ни в области соматической конституции, ни в области психологической конституции как будто не подтверждается тот факт, что особенности переходного возраста сами дают повод для того, чтобы весь возраст рассматривать в свете «нормальной патологии».

Сходное положение создалось и в настоящей патологии, т. е. в учении о заболеваниях, соответствующих переходному возрасту. И здесь, как говорит Гомбургер исследователям представлялось почти совершенно невозможным провести резкую границу между нормальным половым созреванием и его уклонением в ненормальное. Явления, сопровождающие половое созревание у подростка, не только по степени, но и по самому своему характеру часто принимались за процессы, стоящие на крайней линии нормы. Причину этого со всей справедливостью автор видит в том, что, как он выражается, ни один род душевных больных не представляет таких трудностей в смысле проникновения в их внутреннюю жизнь, как большая часть людей во время нормальных процессов полового созревания.

Таким образом создавалась двойная трудность. С одной стороны, проникнуть во внутренний мир подростка оказывалось труднее чем разобраться в какой-нибудь сложной душевной болезни. С другой стороны, само поведение подростка давало повод считать, что всякая резкая граница между нормальным и ненормальным стерта и явления полового созревания непосредственно сливаются и смешиваются с явлениями патологическими.