Педология подростка. Половое созревание, страница 3

Если мы захотели бы вычертить кривую, которая символически указывала бы рост ребенка в различные периоды его жизни, то мы получили бы сложную, своеобразную кривую, подъемы и падения которой соответствовали бы периодам усиления и затухания роста. Таким образом, только учет этого одного обстоятельства сразу показал бы нам, что, взятое только со стороны роста, детское развитие распадается на ряд циклов, периодов, и одни и те же количественные изменения приобретают совершенно рабочее значение в зависимости от того, к какому циклу или периоду они относятся. Но этой цикличностью не ограничиваются особенности роста.

Его второй особенностью является диспропорция роста отдельных частей тела. Сущность этого явления заключается в том, что отдельные органы, функции и ткани тела растут неравномерно и неодинаково.

Стенли Холл говорит, что различие пропорций у ребенка и взрослого настолько велико, а «их пропорции так различны, что из наших детей должны были бы выйти уроды, если бы голова, тело и члены продолжали расти в их первоначальных отношениях, пока не достигли бы размеров взрослого человека». Это значит, что если бы процесс развития заключался просто в увеличении масштаба тела ребенка без изменений отношения органов между собой и пропорций тела, то, благодаря такому равномерному увеличению, младенца, возникло бы уродливое существо, глубоко отличное от нормального типа зрелого человека.

На самом деле, органы и функции растут не пропорционально; на каждой данной ступени развития одни органы и функции растут быстрее, другие медленнее; вследствие этого получается изменение пропорций между органами, отношение частей тела между собой изменяется, и перестраивается сама структура организма.

В следующем периоде развития происходит смена быстро и медленно растущих сторон организма, и в результате этой диспропорциональности на каждой новой возрастной ступени происходит качественное изменение структуры организма ребенка.

Оба эти положения о цикличности и диспропорции детского развития приводят нас к установлению третьего и едва ли не наиболее важного принципа детского развития/именно принципа метаморфоз или качественных изменений, возникающих на основе количественных. Этот принцип метаморфоз говорит, что развитие организма ребенка или отдельных его функций часто напоминает не просто количественное .увеличение, а превращение одной формы в другую, аналогичное превращению гусеницы в куколку и куколки в бабочку. Это положение относится так же к организму в целом, как и к отдельным его функциям.

Ярким примером метаморфоза в развитии ребенка может служить та эпоха полового созревания, изучением которой мы все время будем заняты. Эта эпоха показывает, что с наступлением полового созревания происходит всестороннее и глубокое изменение организма ребенка. Ребенок вступает как бы в новую фазу своего существования появляется новый, прежде находившийся в латентном или скрытом виде, фактор, как пол. Примером метаморфоз в развитии отдельных функций могут служить, например: развитие ходьбы у ребенка, которое сменяет ползание, и является качественно отличной от него формой передвижения в пространстве, или распитие речи у ребенка, которое сменяет у него лепету т, - е. язык животных и птиц.

При таком способе развития сами процессы развития приобретают сложный и двойственный характер. Дело в том, что процессы развития при метаморфозе идут в двояком направлении. С одной стороны, происходит отмирание старой формы, ее свертывание или обратное развитие; с другой стороны, происходит наростание новой формы, которая сменяет прежнюю. Процесс развития таким образом оказывается сложным.

Всякая эволюция в развитии ребенка, как говорит Болдуин, заключает в себе и моменты инволюции, т.-е. обратного развития или отмирания старой формы. Ребенок, который овладевает вертикальной походкой, перестает ползать: с научением человеческой речи, ребенок перестает .лепетать; с наростанием новых -интересов, у ребенка свертываются и отмирают старые. С переходом, например, в эпоху полового созревания, подросток не только приобретает новые формы мышления и поведения, но и оставляет детскую игру. Эти примеры можно было бы умножить до бесконечности, но едва ли есть в этом надобность, настолько очевиден сам принцип инволюции или обратного развития у ребенка.