Педология подростка. Половое созревание, страница 53

Мы нисколько не думаем исчерпать этим списком противоречия переходного возраста. Мы хотим только показать, как сложно и многообразно преломляется основное противоречие возраста во всех сторонах и составных процессах развития подростка. Нам предстоит на протяжении нашего курса рассмотреть все эти и многие другие противоречия и показать, как они возникают из основного противоречия всего возраста. Скажем заранее, что все это не статические полярные точки в сложившейся структуре личности. Все это динамические противоречия процесса становления, смены структуры.

Неприспособленность, возникающая из расхождения трех линий созревания, является основной движущей силой развития в этот период. На основе преодоления ее возникает иное, чем в детстве, отношение культурного развития к органическому. Резче всего сущность происходящих изменений и отличий переходного возраста от детства можно было бы выразить сказав, что происходит смена доминанты в структуре процесса развития. Развитие ребенка и подростка одинаково складывается из сплетения двух линий — органического и культурного развития. Человек формируется одновременно, как биологическое и историческое существо. Сложность детского развития и обусловлена в первую очередь наличием в нем одного и другого русла одновременно.

Но у ребенка господствует линия органического развития, в юношеском возрасте линия исторического развития. В переходном возрасте происходит их смена. Для рёбенка характерно то, что его органическое и культурное развитие конвергируют, сливаются в один процесс, культурное развитие совершается, как органическое. Для ребенка характерно, например, овладение речью до понимания ее значения, «натуральное» отношение к языку. Ребенок овладевает культурой, как природой; он овладевает ее природной стороной. Он научается говорить так же, как он научается ходить. Не то у юноши.

Здесь доминирует культурное развитие. Самые органические процессы развития здесь вовлекаются в русло культурного развития. Если ребенок научается речи так же, как ходьбе, и овладевает природной основой культурных процессов, то у подростка, напротив, природное раскрывается в культурных формах, которые часто вызревают раньше, чем их органическая основа. Гегель, выразил бы это различие между ребенком и подростком, сказав, что ребенок есть существо в себе; а подросток становится существом для себя (Е. Аркин).

Вот это превращение организма ребенка из существа в себе в существо для себя мы и называем процессом образования личности.

От зрелого состояния и даже юности эпоха полового созревания отличается тем, что она есть пора становления личности. Подросток, как верно замечает Шпрангер, не понимает сам себя. Он еще не стал существом для себя. Он находится в процессе становления. Но он перестал уже быть существом в себе. «В себе» и «для себя» у него разъединено: в этом основной факт переходного возраста и основная черта его структуры. Состояние зрелости характеризуется слиянием того и другого момента. Итак, становление личности отличается от ее развитого состояния тем, что в первом случае органическое и личностное начало находится в сложном взаимодействии, в конфликте, в борьбе, в разъединении; во втором они сложно синтезированы, приведены к единству, неразделимо слиты.

Шпрангер в заключительных словах своей «Психологии юношеского возраста», отмечая, что юность не только дает права, но и обязывает, говорит: Was das Leben uns verspricht, das sollen wir dem Leben halten (что жизнь нам обещает, то мы должны сдержать по отношению к ней). Это можно сказать только о подростке, становящемся существом для себя, впервые завоевывающем для себя ту высшую форму необходимости, которая отличает человека, которая возникает только в процессе исторического развития, которую называют свободой воли и которая состоит, как говорит Энгельс, - в господстве над природой и над самим собой — господстве, основанном на познании естественной необходимости.