Педология подростка. Половое созревание, страница 88

Вместо аутоэротического периода в развитии детской сексуальности, А.Б. Залкинд предлагает говорить об аутосенсорном периоде, так как наиболее характерным для этого периода является фиксация ребенка на процессах, непосредственно связанных с его телом. Таким образом, говорит автор, период аутосенсорный это не аутоэротический период, он делается аутоэротическим лишь в болезненных случаях».

Также точно и второй или бисексуальный период, намеченный Фрейдом, в свете этого понимания, сам по себе, не является периодом бисексуальным, так как для него характерно развитие детских социальных связей, его правильно было бы называть периодом социоконтактным, но и он в свою очередь может стать бисексуальным в такой обстановке, в которой Фрейд наблюдал своих пациентов, в обстановке настолько неблагоприятной для здоровых действенно творческих детских общественных связей, что детская социальность преждевременно вырождалась в сексуальность».

И, наконец, третий период в связи с этим А. Б.. Залкинд называет периодом социально-биологического, созревания, понимая под этим период созревания как социальной личности подростка, так и биологических процессов, в том числе и процессов половой жизни. Этот последний период, думается нам, назван не вполне правильно, если принять во внимание расхождение трех точек созревания, о котором мы говорили в первом очерке настоящей части нашего курса. Но с одним нельзя не согласиться, именно с тем, что факты, наблюдавшиеся Фрейдом, приобретают при таком к ним подходе совершенно реальное научное объяснение.

Таким образом, положение, намечаемое проф. А. Б. Залкиндом, оказывается более сложным, чем это предполагал Фрейд, и перед половым влечением, созревающим в переходную эпоху, говорит он, открываются три различных пути. Первый путь называется путем адекватного удовлетворения, потому что оно соответствует нормальным половым раздражениям и приводит в конечном счете к общему половому рефлексу или к удовлетворению отдельных частичных влечений, входящих в состав полового. Этот путь покрывает все то, что Шпрангер называет сексуальностью, сексуальные интересы, фантазия и желания, находящие свое крайнее выражение в самоудовлетворении, т. е. в эротизме направленном на самого себя, или в удовлетворении при помощи постороннего объекта.

Второй путь заключается в том, что сексуальное влечение отвлекается от своего прямого пути на чуждые пути, происходит передача энергии желания другим областям тела и наступает извращенное удовлетворение, которое называется обычно конверзией. Примером такой конверзии может служить то состояние, когда влечение, как бы закупоренное в организме, приводит к постоянному самовозбуждению организма, образуется избыточная возбудимость, повышенная утомляемость, иногда невроз.

Наконец, третьим путем является путь сублимации, который заключается в переводе влечения на более высокий творческий путь, в замене прямого отреагирования косвенным психологическим путем. Как мы уже говорили, мы предлагаем различать положительную и отрицательную сублимацию, сближая последнюю с тем, что описано под именем полового паразитизма.

Простейшей формой сублимации является любовь и отроческая влюбленность, о которой говорит и Шпрангер.

Она с одной стороны наиболее близко подходит и приближается самому источнику полового влечения, а с другой стороны представляет сложную психологическую надстройку над этим непосредственным влечением. С полной основательностью А. Б. Залкинд указывает на то что самая возможность сублимации зависит в конечном счете от социальной среды, т. е. от тех добавочных путей, которые создаются для поведения ребенка. В частности, известно, что в годы общественной реакции наблюдается повышение интереса к сексуальной проблеме и общее упрощение всей половой жизни в переходном возрасте и, наоборот, годы общественного подъема, обычно сопровождаются более здоровым протеканием периода полового созревания. В частности, как говорит А. Б. Залкинд, сублимационные возможности развертываются в стране побеждающего социализма необычайно широко.