Педология подростка. Половое созревание, страница 48

Мы склонны поэтому допустить, что у животных, как правило, оба эти момента - окончания обще-органического развития и полового созревания - совпадают. В пользу этого, помимо приведенных выше, говорят еще многие соображения.

Главное мы усматриваем в том, что из всех млекопитающих животных один только человек переживает в процессе своего развития две волны усиленного роста: сейчас после рождения на первом году жизни и в эпоху полового созревания. Все млекопитающее знают только первую волну; даже человекоподобные обезьяны, по указанию Фриденталя, не обнаруживают этой вторичной волны интенсивного роста в эпоху полового созревания у животных, в том числе и у ближайших наших родственников по эволюционному дереву - человекоподобных обезьян, период полового созревания характеризуется завершением процессов роста, а не их подъемом. Кривая роста постепенно опускается вниз и замирает у порога половой зрелости. Процесс обще-органического созревания совпадает с процессом полового созревания.

Итак, мы видим, что прямые наблюдения над животными и исследования этого процесса подтверждают, согласно многим указаниям, тот факт, что у животных период полового созревания завершает весь процесс развития в целом, как и следовало ожидать на основании приведенных нами биологических данных.

У животных, таким образом, период полового созревания имеет совершенно иной характер, чем у человека. У них этот период не является ни в какой мере и ни в каком отношении критическим, переходным, переломным. Того несовпадения вершин полового и обще-органического созревания, которое отличает этот период у человека, у них нет и в помине. У животных этот период завершающий приводящий к концу, плавно опускающий все кривые процессов развития. Здесь биологически нельзя и говорить о кризисе.

Мы решаемся заключить отсюда, что несовпадение трех точек созревания возникло у человека в силу удлинения периода его развития, растягивания его детства, вынесения линии развития за черту полового созревания. Мы еще слишком мало знаем из биологии детства для того, чтобы строить какие-либо предположения о том, когда и как это произошло. Но одно представляется в свете наших знаний о длительности детства несомненным уже сейчас: усложнение человеческого организма и форм его приспособления, усложнение окружающей человека среды - вот два основных момента, которые должны были вызвать удлинение человеческого детства, вынесение его за черту полового созревания. Вспомним, что у животных длительность детства является функцией от сложности организма и изменчивости среды. Вспомним далее, что биологическая функция самого детства состоит в приспособлении наследственных задатков к изменчивым условиям среды, и мы вправе будем предположить, что удлинение человеческого детства связано с началом исторической жизни человечества.

Блонский высказал глубокую мысль, что в конце детства ребенок является антропологическим аналогом так называемых „детских рас", т.е. некоторых примитивных племен, не имеющих того периода развития, который начинается после периода полового созревания, и переходящих из детства прямо в стадию половой зрелости. У Турнкальда мы встречаем указание на то. что эпоха полового созревания является критической для детей примитивных народов, которые в первом школьном возрасте идут по школьной успешности наравне с детьми культурных народов, но после созревания перестают часто двигаться вперед, обнаруживают „рецидив примитивности", опускаясь до общего уровня всего племени.

Если принять во внимание далее, что самый переходный период при этом у этих рас очень сокращается, что детство вплотную придвигается к эпохе половой зрелости, станет ясно, почему период полового созревания отмечается у этих народов (а отчасти в. сохранившейся традиции и у многих народов культурных), как эпоха социального созревания. Особые церемонии, обряды и ритуал предназначены для того, чтобы отметить принятие созревшего ребенка в среду взрослых. Многие авторы, в том числе и Стенли Холл, отмечают, что смысл этих церемоний состоит в испытаниях гражданской зрелости и добродетелей, необходимых воину и гражданину, и в посвящении в традиции, обычаи и верования племени. Все эти обряды знаменуют тот факт, что момент половой зрелости совпадает для этих племен с моментом социальной зрелости. Судьба подростка после созревания всецело подтверждает это, его развитие приостанавливается, он вступает в эпоху зрелости в полном смысле этого слова.