Педология подростка. Половое созревание, страница 107

В мысли А. Б. Залкинда заключается уже намек и на объяснение этого явления. Он говорит, что в чрезмерной силе и грубости переходного кризиса виновны в основе отнюдь не биологические моменты. «Главная вина, говорит он, лежит на той колоссальной дисгармонии между современным человеческим организмом и социальной средой, которая создает нелепейшие перемещения, переключения энергетического фонда человека, предъявляя требования и раздражения не по возрасту, создавая ряд уродливых наростов. К ответственной зрелой стадии своего бытия человек приходит уже дезорганизованный, ослабленный, расщепленный. Есть от чего проявиться чрезмерной хрупкости, бурному взрыву, болезненному кризису. В иных условиях среды переходная стадия лишь скрепила бы организм, завершая, систематизируя в нем то, что подготовлялось до этой стадии. При более спокойной среде чувствительность переходного возраста сводится к минимуму, пример — животные».

Самую остроту кризиса и хрупкость организма А. Б. Залкинд видит в уродливых напластованиях, которые вгнездили в подрастающий организм дефекты современной социальной среды. Эти дефекты приводят, как показал автор в другой книге, к половому паразитизму, который состоит в раннем перерождении детской энергии и направлении ее по линии наименьшего сопротивления.

В этом отношении, самый важный результат всех этих исследований состоит в обнаружении того, что сгущение детской сексуальности есть не первичное биологическое явление, а «результат неблагоприятных социальных нагнетаний на первично сам по себе незначительный элемент сексуальности. Так избыточное половое содержание современного ребенка оказывается столь актуальным потому, что питается за счет оттесненных средой других общебиологических и социальных влечений, паразитически всасывая их энергетический фонд. Вот откуда получается это сверхсложное богатство ранней половой жизни, это несоответствие полового материала и возраста, и оно-то и влечет в дальнейшем к тем многообразным нервно-психическим дезорганизациям, которые так часто встречаются в переходном периоде у детей».

В предшествующей главе мы видели, что сексуальный инстинкт находится в сложном отношении со всеми другими, он может паразитировать, отсасывать энергию у других влечений, заслонять их, дабы оттеснить их и жить за их счет, hq он может и сам явиться питающей почвой для творческой деятельности, сублимируя и переключая половую энергию в высшие формы деятельности.

Мы видим, таким образом, что процесс паразитизма является обратным процессу сублимации. Запомним это, так как это пригодится нам при объяснении интересующего нас вопроса, к которому мы сейчас можем уже приступить вплотную. Нам думается, что в этих объяснениях существенно смешаны два момента, точное разграничение которых сильно помогло бы истинному выяснению причин интересующего нас явления и помогло бы разрешить этот вопрос на основе того общего подхода к переходному периоду, который нами намечен в одном из прежних очерков.

В самом деле с одной стороны, примером биологически благополучно протекающего периода полового созревания являются животные, это совершенно верно У животных период полового созревания является не критическим, не переходным, а завершительным заканчивающим весь процесс детского развития. Сходное положение мы имеем и у так называемых детских рас, о которых мы говорили выше. И в примитивном обществе, сколько мы можем судить по имеющимся в нашем распоряжении материалам, переходный период не является периодом конфликта или кризиса, он становится таковым только в социальной среде, только в связи с культурным развитием человечества.

В этом смысле нам кажется совершенно справедливым общее положение, выдвинутое Корре. Критичность переходного возраста нарастает прямо пропорционально росту и поднятию культуры человеческого общества, культуры социальной среды. Чтобы объяснить это, нам следует возвратиться несколько назад и вспомнить, что все особенности переходного возраста мы пытались обменить из расхождения или несоответствия трех точек созревания. Мы говорили, что самое большее своеобразие полового созревания у человека заключается в том, что момент половой зрелости, социально-культурного созревания и окончания обще-органического развития и роста не совпадают.