Педология подростка. Половое созревание, страница 44

Эти теории все ориентированы в культурно-психологическом направлении. Они берут за основу, за исходную точку важнейшие психологические изменения, происходящие в этом возрасте, вырывают их из общей совокупности явлений, приписывают им как бы самостоятельное бытие и, таким образом, закрывают себе дорогу, во-первых, к естественно-научному, к материалистическому объяснению изменений, происходящих в переходном возрасте, а во-вторых, дают крайне одностороннюю, чисто-психологическую структуру, не умея ее поставить в связь с фактом полового созревания, стоящим в центре этой эпохи.

Центральным представителем этого учения является Шпрангер, сторонник так называемой «психологии как науки о духе». Шпрангер пытается понять структуру личности подростка и психологию переходного периода и отказывается рассматривать признаки этой структуры в качестве симптомов развития. Юношеский возраст для него не просто известная фаза в развитии, лежащая между детством и зрелостью, но это возраст, стоящий между первичной, неразвитой духовной структурой ребенка и точной, определившейся структурой взрослого человека. Самое психологическое развитие понимает Шпрангер, как врастание индивида в объективный и нормативный «дух его времени».

Три основные признака характеризуют этот возраст по Шпрангеру. Первое это — открытие своего «я», которое происходит в пору отрочества, второе это — постепенное возникновение жизненного плана и, наконец, третье — врастание в отдельные жизненные области и сферы культуры.

Благодаря своей основной установке, Шпрангер отрезает себе всякую дорогу к тому, чтобы найти связь этих событий, отличающих переходный возраст, с половым созреванием и другими физическими изменениями происходящими в этом возрасте. Он добивается только выяснения «понимания ценностей, смыслов».

В мире его отношений царствует телеология, но не причинность, а так как в области органического развития господствует на деле закон причинности, то ему приходится утверждать, что телесные явления, как напр., функция половых желез, не имеют никакого отношения к психологическому развитию подростка. По его мнению, в эти годы и приблизительно одновременно с телесными изменениями вступают сексуальные переживания в сознание. Эти совершенно новые и очень усиленные переживания производят совершенный переворот в душевной жизни.

Для Шпрангера, таким образом, душевное изменение происходит просто приблизительно одновременно с телесными но он не умеет поставить в связь одно с другим. Учение Шпрангера является крайним выражением той идеалистической и дуалистической психологии, которая развилась за последние десятилетия, и которая считает, что психология вообще но может развиваться как естественная наука, что она не должна устанавливать причинные связи, что она вообще не должна рассматривать психические явления в связи с телесными, которые их вызывают и производят, а должна стремиться исключительно к постижению своеобразия психических явлений и их понимания.

«Становится ли — спрашивает Шпрангер, сколько-нибудь яснее психологически огромное душевное изменение, наступающее при переходе от ребенка к подростку, благодаря тому, что определенные железы развивают в это время усиленную деятельность? Это объяснение дает столь же мало, как утверждение, что Сократ сидел в темнице, потому что мускулы его ног двигались и привели его туда». Со всей справедливостью К. Бюлер вскрывает ненаучность подобной точки зрения, закрывающей сознательно глаза на очевиднейшие реальные связи и зависимости этого возраста. «Что показало бы исследование психологических процессов в эпоху созревания у кастрированных в раннем детстве мальчиков или у детей с значительной отсталостью и задержкой телесного полового созревания», — спрашивает К. Бюлер по этому поводу. Стоит вспомнить огромную разницу в темпераменте и характере вола и быка, чтоб увидеть, как велика эта разница должна оказаться у человека. Но разве на вопрос о причине этого различая в психологическом развитии можно ответить иначе, чем указанием на созревание половых желез в одном случае и отсутствие этого процесса в другом? Идеалистическая психология сама закрывает для себя двери к научному объяснению переходного возраста.