Педология подростка. Половое созревание, страница 43

На самом деле эротические влечения свойственны ребенку с первых дней его жизни, но они проявляются совершенно в иных  формах, чем у взрослого. С этой точки зрения, психоаналитики отрицают за периодом полового созревания его исключительное значение в смысле появления чего-то абсолютно нового. С их точки зрения, правильно было бы говорить, что в эпоху полового созревания сексуальный инстинкт не появляется впервые на сцену, а только испытывает метаморфоз, проявляется в новой форме.

Таким образом, сексуальное влечение испытывает целый ряд превращений, которые мы должны проследить.

Второе положение заключается в том, что в эпоху полового созревания происходит новое оживление и превращение сексуального влечения после предшествующего его латентного состояния на второй ступени его развития. Теперь сексуальное влечение проявляется в форме нарциссизма, т.-е. эротического влечения, направленного на самого себя, и в других сложных образованиях возникающих на той же основе. Таким образом, психоаналитики привлекают внимание исследователя к специфическим формам полового инстинкта, проявляющимся в эту пору.

И, наконец, третье положение заключается в учении о сублимации. Сублимацией называют в психоанализе превращение сексуального влечения, отклоненного от его - непосредственных целей, в сложные формы творческой, культурной и социальной деятельности. Одной из наиболее прямых форм сублимации является юношеская влюбленность и любовь, более отдаленными являются другие формы поведения. Из явлений сублимации эта теория и хочет вывести, в основном, все особенности переходного возраста.

Мы оставляем до дальнейших глав рассмотрение всех этих трех положений. Там мы постараемся критически оценить то фактически верное, что содержится во всех этих трех пунктах, и, то, что с научной точки зрения должно быть отброшено. Здесь мы хотели бы только в самых общих чертах указать на то, что и эта теория не избегает общего недостатка биологически теорий, их односторонности. и пытается прямым путем вывести все психологические явления переходного возраста из особенностей полового созревания.

Правда, для этого вводится в теорию понятие сублимации т. е. устанавливается более сложное отношение между биологическим основами и их психологическими проявлениями. Но тем не менее в основе сам факт сублимации не может объяснить нам, почему именно в переходном возрасте эта сублимация принимает такие формы, почему это есть возраст врастания в культуру, овладевания социальным опытом, развития высших форм мышления и т. д. Ведь сексуальные влечения, согласно этой теории, а значит и сублимация, существовали все время, почему же именно сейчас данные формы сексуального влечения соответствуют данным формам сублимации.

И наконец, что гораздо более важно, остается совершенно непонятным, почему сублимация, лежащая в основе этого процесса,' создает на всякой возрастной ступени своеобразную структуру и отношение между биологическими и психологическими моментами.

Наконец, общим недостатком этого учения, делающим его малосостоятельным именно с биологической точки зрения, является его пансексуализм, т.-е. сведение всей решительно психической жизни человека к различным формам превращения сексуального влечения. В частности эта крайняя односторонность болезненно отражается на теории переходного возраста, потому что именно в этом возрасте нужно учесть специфическую роль сексуального влечения, а этого-то психоаналитическая теория и не может сделать.

Мы переходим теперь к другой группе теорий переходного возраста, прямо противоположной этой первой.

Если эту первую группу характеризовало то, что в основу их выдвигались биологические факты полового созревания, а все психологическое развитие в переходном возрасте рассматривалось, как некоторая более или менее сложная надстройка над этим основным фактом, в новой группе теорий это положение резко меняется на обратное.