Педология подростка. Половое созревание, страница 18

Недостатком этого метода, на который часто указывают, является, то, что можно поставить в вину или упрек и всякой иной форме наблюдения, во всякой области научного знания. Именно то, что наблюдение находится на поводу у жизненных фактов, что оно должно выжидать пока появится факт подлежащий наблюдению или регистрации, без возможности самостоятельно вызвать какой-нибудь основной и нужный для наблюдения факт. Такого недостатка лишен экспериментальный метод, который оказал такую неоценимую услугу всему естествознанию и преимущество которого состоит раньше всего в том, что он позволяет выяснить с полной отчетливостью причинную  зависимость явлений, вызывать явления, которые подлежат изучению, видоизменять условия при которых они протекают следовательно анализировать, и легче допускает приемы измерения, вносящие точность в эту область знания.

На отдельном месте должен быть поставлен педологический эксперимент, который первоначально опирался на психо-педагогические эксперименты. Долгое время существовало мнение, что эксперимент вообще не приложим к детскому возрасту и в частности не приложим психологический эксперимент, имеющий основной целью и задачей изучение переживаний, так как детство не способно к самонаблюдению.

Но эта точка зрения опровергается как теорией, так и практикой экспериментального исследования, которые согласно показывают, что эксперимент вполне применим к детскому возрасту и дает прекрасные результаты, как метод исследования.

Нарождение объективной психологии коренным образом изменило вопрос о применимости психологического эксперимента к детскому возрасту. В субъективной психологии, всецело опиравшейся на самонаблюдение, эксперимент над ребенком был почти невозможен в виду неспособности ребенка к сколько-нибудь систематическому самонаблюдению. В объективной психологии, вставшей на другой путь, эксперимент стал широко применяться в целях педологического исследования к изучению ребенка. При этом обнаружилась совершенно незаменимая для генетического исследования роль психологического эксперимента. Целый ряд стадий в генезе личности и отдельных психологических функций совершенно исчезал при простом наблюдении из глаз исследователя многие генетические закономерности терялись в куче прикрывающих их и осложняющих добавочных моментов. Эксперимент помогает в этих случаях наиболее глубоко и непосредственно проникнуть в исследование генетических законов.

Синтезом одного и другого метода исследования специфическим для педологии является метод естественного эксперимента, введенный профессором Лазурским и широко распространенный у нас. Мы видели уже из предыдущего, что метод эксперимента и метод наблюдения являются методами из которых каждый обладает своими достоинствами и своими недостатками. Соединить достоинства того и другого метода и устранить недостатки обоих — такую цель ставит себе естественный эксперимент.

Как показывает само название сущность этого эксперимента сводится к тому, что это есть эксперимент, содержанием которого является обычное поведение ребенка, который проводится в максимальных естественных условиях и который является экспериментом для экспериментатора, но не для испытуемого. Жизненность, естественность роднят этот метод с методом наблюдения, а возможность вызывания — соответствующего явления роднит с экспериментом. Сам автор этого метода не считает его каким то особенным, вновь изобретенным методом. Он является плодом научной разработки тех приемов, которыми мы пользуемся в повседневной нашей жизни и практике и той тенденции к естественности, которая проявила себя в экспериментальной педологии и педагогике.

Чем выше и сложнее исследуемое явление, говорит Лазурский, тем проще и ближе к жизни должен быть применяемый метод.

Другой попыткой дать синтетический метод исследования ребенка является клинический метод, разработанный швейцарским исследователем Пиаже. Этот клинический метод противопоставляет автор, с одной стороны методу тестов, а с другой стороны методу чистого наблюдения и пытается обосновать его значение.