Педология подростка. Половое созревание, страница 12

План проработки задания.

1. Внимательно прочтите текст этого задания и составьте конспект его.

2. Подыщите конкретные примеры расхождения реального и паспортного возраста ребенка, известных вам стандартов детского развития и закономерностей, открываемых при изучении массовых явлений.

Педология в настоящее время, особенно в нашей стране переживает серьезнейший кризис. На наших глазах производится глубокая ревизия всей науки о ребенке, пересмотр всей педологии, как в ее принципиальных основах, так и во всем ее фактическом содержании. Этот кризис педологии связан, главным образом, с тремя основными моментами.

Во-первых, он объясняется состоянием самой науки, ее возрастом. Педология является в высшей степени молодой, еще окончательно не сложившейся, еще окончательно не оформившейся, не выработавшей еще своего окончательного философского лица наукой. Правда, отдельные исследования по развитию ребенка, которые легли в основу педологии, собирание фактического материала для нее простирается очень далеко назад, но оформление самой педологии, как науки, точно осознавшей свой предмет, свой метод, свою философскую основу, до сих пор еще не закончено Вернее, этот процесс оформления начался но еще не закончился и едва ли уже близок к концу.

«Еще в начале 20 века, говорит Блонский, педологию отожествляли с детской психологией. С развитием материалистических взглядов, содержание педологии расширилось; ее стали отожествлять с детской антропологией. Надо сказать правду, и сейчас часто курс педологии фактически представляет собой винегрет из самых разнообразных отраслей знания, простой набор сведений из различных наук всего того, что относится к ребенку. Но разве подобный винегрет есть самостоятельная наука? Конечно нет».

Далее идут, как предшественники педологии, исследования по экспериментальной педагогике, исследования роста и физического развития детей и т. п.; все это служило накоплению фактического материала для будущей педологии.

Мы видели уже в предыдущей главе, что педология представляет собой глубоко своеобразную дисциплину, которая отличается во многом от других частных дисциплин, изучающих отдельные стороны в развитии ребенка. Это своеобразие педологии, как мы видели, сводится к тому, что она изучает ребенка, как единое целое, задаваясь целью представить синтез разных научных данных, изучающих ребенка с разных сторон, представить структуру каждого данного возраста или вернее сказать, — ребенка на каждой данной возрастной ступени, как единое целое. Мы видели, что в этом смысле педология с методологической стороны принадлежит к особой группе наук, которую в классификации наук обозначают обычно, как науки об естественных целых.

«Наука о ребенке, говорит по этому поводу Стенли Холл, не подходит ни под какую классификацию и в некотором смысле не имеет себе подобной, будучи частью психологией, частью антропологией, частью медициной и гигиеной. Врач взвешивает и измеряет, осматривает уши и глаза и т. д., филолог изучает на языке ребенка развитие языка человечества, и оба не желают знать один о другом или о развитии чувства «я», о страхе, гневе, суеверии, о разных периодах различных интересов, о развитии памяти у детей и т. п.

Своеобразность заключается именно в новом направлении и в сосредоточении многих научных дисциплин и методов на одном предмете. Из них многие, или по крайней мере некоторые не знали до сих пор такого соединения».

В предыдущей главе мы привели теоретическое, практическое и философское обоснование подобного положения нашей науки. Мы старались показать там, что мнение Холла, будто педология не имеет себе подобных в среде наук, не является вполне верным, так как подобные науки о естественных целых все же существуют.

Сейчас для нас важно только напомнить об этом характере педологии и об этом своеобразном отношении ее к другим наукам, для того, чтобы указать на то, что самим ходом своего развития педология сейчас приведена к необходимости выработать методологическую, философскую основу для построения своей системы и для всех своих исследований.