Педология подростка. Половое созревание, страница 25

Как объяснить это, с первого взгляда, странное явление? Для того, чтобы найти ему объяснение, мы должны продлить наши сравнения и попытаться сопоставить длительность внутриутробного и внеутробного детства у человека и у остальных животных. Внеутробное детство у кошки длится 1 год, у собаки — 2 года, у лошади — 8 лет, у слона — 35 лет. Если взять отношение длительности всей жизни к детству, то у собаки оно выразится цифрой 7,5, у кошки 12, у лошади 5, у слона 3,4, у человека только 3. Вывод отсюда ясен: человек обладает относительно самым продолжительным внеутробным и самым коротким утробным детством.

Это последнее отношение между утробным и внеутробным детством становится особенно ясным тогда, когда мы сравниваем относительную длительность того и другого между собой. Если принять предположительно длительность внеутробного детства всех сравниваемых нами животных за 25 лет, как у человека, то оказалось бы, что длительность их утробного детства выразилась бы огромными цифрами: у собаки 112,5 недель, у лошади 137,5 недель, у кошки 200 недель, у слона 343 недели, у человека же только 40 недель.

Как объяснить эти результаты? Вспомним, что утробное детство является преимущественно периодом формирования организма, и этот процесс у человека протекает относительно быстрее, чем у других животных. Внеутробное детство есть время роста, изменения наследственных и врожденных задатков и приспособления их к условиям существования в среде, и эти процессы, видимо, протекают у, человека гораздо медленнее и длительнее, чем у других животных.

Для того, чтобы это обстоятельство стало нам понятным, необходимо остановиться в нескольких словах на вопросе о том, на что, вообще, указывает длительность детства. Если мы возьмем наиболее простые организмы и наиболее сложные, мы увидим, что длительность детства, в общем, возрастает по мере увеличения сложности организма. Как общее правило, оно представляется нам понятным, потому что более сложная органическая форма требует и более длительного периода для своего развития.

Таким образом, мы могли бы сказать, что длительность внеутробного детства является, с одной стороны, производной величиной от сложности соответствующего организма и формы его приспособления. С другой стороны, если мы сравним животных, живущих в относительно простой и неизменной среде, с животными, живущими в среде, быстро изменяющейся и сложной, мы заметим, что длительность детства возрастает в зависимости от сложности и изменчивости среды. Так, рыбы, живущие в наиболее постоянной, однородной и неизменной водной среде, вовсе не имеют начального периода детства в настоящем смысле этого слова, как полагают некоторые авторы, или переживают свое детство в высшей степени сокращенным.

«У рыб не бывает младенческого возраста, — говорит Э. Кирпатрик. Их внешний вид в этом периоде тот же, что и у взрослых рыб. Они могут делать все, что делают взрослые рыбы, и для этого не требуется особого воспитания».

Таким образом, мы могли бы формулировать наши выводы в следующем виде: длительность детства оказывается производной от сложности организма и от сложности среды, в которой он живет. Не трудно найти и объяснение этому. Если, сравнить, например, человеческого ребенка с детенышем других животных, например, с цыпленком, нельзя не заметить, что человеческий ребенок появляется на свет гораздо менее приспособленным и гораздо более беспомощным, чем большинство животных, напр., чем цыпленок. Цыпленок вскоре после того как вылупился из яйца, стоит на ногах, передвигается, клюет положенное перед ним зерно, человеческий же младенец не сумел бы прожить и дня без соответствующего ухода, настолько мало приспособленным к самостоятельной жизни он является.

Если сравнить ребенка далее с щенком, с котенком и другими ближе стоящими к человеку животными, которые также родятся на свет более беспомощными, чем цыпленок, мы увидим, что и здесь человеческое дитя как будто уступает щенку и котенку: оно дольше остается в беспомощном положении, оно позже овладевает ходьбой, самостоятельным питанием и т. д.