Педология подростка. Половое созревание, страница 92

Шпрангер. который также обходит вопрос о роли личности самого подростка и в половом развитии, и в половом воспитании, все же совершенно правильно указывает на то, какое колоссальное значение для правильного построения этики имеет психология полового созревания. Он говорит: «Никто не предположил бы, что он сумеет технически чего-нибудь достигнуть, если он не сумеет овладеть данными природными силами, отклонить их, подчинить своим целям. Также точно нельзя ожидать, что можно будет построить ценностную структуру жизни, этику, без воли того; кто сам должен овладеть подчиненными силами, для того чтобы создать высшие».

Мысль эта заключается в том, что нет никаких путей для этики, которые не были бы проложены через психологию. Этические усилия и заключаются в овладении природными влечениями, говорящими в человеке, но здесь как и всюду, человек по выражению Спинозы, не составляет особого, лежащего за пределами природы царства, а является частью этой же самой природы. Поэтому общее положение Бекона, гласящее, что мы овладеваем природой, подчиняясь ее законам, — остается верным и здесь.

В этом смысле, та свобода воли, которую необходимо предполагает этическое решение, заключается в господстве над самим собой, основанном на правильном понимании природной необходимости. Нужно иметь известный психологический опыт для того, чтобы овладеть собою. Это длинное и трудное искусство, которому надо долго учиться, вероятно труднейшее из всех остальных искусств овладения природой. Шпрангер правильно говорит, что вне этического отношения к самому половому влечению нет и не может быть здоровой психологической атмосферы для всего процесса созревания: без участия этого, говорит он, может быть только сознание «слишком много» и «вредно», но не мотивы этического порядка.

Примером этой точки зрения может служить вопрос об онанизме, столь распространенном в переходном периоде. В старое время господствовало мнение, что онанизм является величайшей опасностью для всего физического и нервного здоровья подростка. В популярных брошюрах, рассказывавших о вреде онанизма, рисовались всевозможные ужасы вплоть до размягчения мозга, общих параличей, полной потери дознания и т. д. Эти книжки сделали свое вредное дело главным образом тем, что запугивали подростков и приводили часто к тяжелой психической реакции там, где для этого не было никаких объективных оснований.

Эта точка зрения сменилась на обратную, которую защищает целый ряд авторов и которая состоит в том, что онанизм признается нормальным физиологическим явлением, которое с одной стороны наблюдается и у животных, а с другой стороны не приводит само по себе ни к каким вредным последствиям.

Такие авторы, как Блох и Мечников, считают онанизм естественным физиологическим выходом из тех трудностей, которые создаются b силу противоречия между созревшим инстинктом и отсрочкой начала нормальной половой жизни. Многие психоаналитики, как Штеккель, присоединяются к этому мнению, считая онанизм совершенно необходимой стадией в развитии полового инстинкта и т. д.

Однако, более глубокое изучение этого вопроса приводит к некоторой новой точке зрения, синтезирующей обе предшествующие. Со стороны соматической, сам по себе онанизм может быть и не оказывается столь вредным, как это думали прежде. Однако слишком ранний онанизм, а таким он является всегда в переходный период и слишком легкое и частое удовлетворение, к которому он приводит, является несомненно моментом, расшатывающим только созревающую и потому еще неустойчивую гормональную систему.

«Преждевременная потеря детских эмоций и установок, включение в стадию зрелости без социальных творческих и биологических предпосылок, опустошение развертывающихся любовных переживаний, разрушение всей юношеской романтики, опустошение всех социально творческих исканий и стремлений, легкое доминирование полового, которое самовозгорается и находит быстрый выход, приводит не только к общей задержке и ослабленности всего развития в целом, но и к задержке развития самого полового инстинкта.