Педология подростка. Половое созревание, страница 29

Целый ряд особенностей будущего организма находит свое объяснение, целый ряд дальнейших явлений имеет свои корни в этом периоде.

Все решительно признаки и свойства организма могут быть в настоящее время разделены на три основных группы: на признаки наследственные, о которых шла речь в первой главе, и которые в потенциальном или латентном виде скрыты в зародышевых клетках. Законы передачи, комбинации или смешения этих наследственных признаков мы кратко изложили в первой главе.

Вторую большую группу признаков и свойств составляют так называемые врожденные признаки, т.-е.признаки и свойства, образовавшиеся в продолжение утробной жизни ребенка, сложившиеся уже к моменту рождения. Но тем не менее эти, признаки надо строго отличать от наследственных, так как происхождения их надо искать в условиях внутриутробного развития ребенка, а не в условиях комбинации наследственных свойств отца и матери.

Образование врожденных признаков происходит не в результате передачи наследственных свойств родителей или свойств данной семьи, а в результате тех или иных влияний, оказываемых болезнью, травмой, отравлением матери и др. причинами на развитие плода.

Так например, многие болезненные состояния не передаются, как таковые по наследству, т.-е. не входят в число наследственных признаков или ген, а только нарушают жизнеспособность и правильность развития плода. Совершенно здоровая, полноценная психически и физически мать при случайном заболевании, ранении или отравлении может повредить плод, в результате чего может родиться ребенок - идиот. Такие заболевания, например, как сифилис, являются не наследственными, а лишь врожденными. Итак, целый ряд свойств закладывается и образуется в период утробного развития ребенка. Мы будем их в дальнейшем называть врожденными свойствами.

Наконец третью группу признаков составляют признаки, приобретенные уже в процессе собственного внеутробного развития ребенка.

Со стороны отношения со средой, следовательно, период утробного развития характеризуется минимальной активностью во взаимодействии организма и среды. Все это время преобладают чисто растительные функции и процессы.

У ребенка и взрослого человека мы различаем, так называемые, вегетативные и анимальные процессы, происходящие в его организме. Первые процессы — растительные, как питание, дыхание, обмен веществ процессы общие всем организмам, в том числе и растениям. Вторые, связанные с активным восприятием раздражений, идущих из среды, и реакциями на эти раздражения; называются анимальными, так как характеризуют жизнь и поведение животных в отличие от растений, у которых нет ни органов восприятия. ни органов движения.

В то время, как у взрослого человека на первом плане — в процессе его взаимодействия со средой, выступают анимальные функции, а растительные функции сами как бы обслуживаются этими анимальными (например, добывание и приготовление пищи и т. д.), в утробном периоде — перед нами существо почти исключительно с растительными функциями. Это существо, как бы находящееся в глубоком и длительном сне. Но процессы роста совершаются, как уже сказано, в этот период развития с таким темпом, который далеко оставляет позади весь дальнейший темп развития.

Еще одна особенность утробного развития должна привлечь наше внимание. Эта особенность состоит в том, что в процессе своего развития в утробе матери, зародыш как бы последовательно воспроизводит в кратких и сжатых чертах важнейшие этапы эволюции организмов. Так же, как и жизнь, на земле началась по-видимому с одноклеточных организмов, так точно и история утробного развития начинается с одноклеточного организма. Далее, яйцо начинает делиться на 2 — 4 — 8 и т д. клеток и напоминает колонию клеток, т.-е. многоклеточный простейший организм. Дальше зародыш принимает форму червеобразного существа. Дальше он начинает походить на рыбу, по бокам шеи у зародыша к началу третьей недели образуются щели, похожие на жаберные и т. д.