Педология подростка. Половое созревание, страница 24

2) Объясните, какая связь существует между пластичностью детского возраста и влиянием социальных факторов на детское развитие. Как изменяется влияние социальных факторов в различные эпохи детского развития.

З) Перечислите важнейшие методы педологии.

4) Каково' отношение педологии к другим наукам, изучающим ребенка.

5) Роль коры головного мозга в детском развитии.

6) Что такое стандарт детского развития и как он устанавливается.

7) Какое значение для воспитания имеют все перечисленные в тексте первого задания особенности детского развития. Перечислите подробно и мотивируйте свои ответы.


Задание № 3.

ГЛАВА III. КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВНЫХ ЭПОХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ.

Содержание задания.

Вопрос о длительности внутриутробного и внеутробного периода развития ребенка. Внутриутробный период развития. Младенческий возраст. Раннее детство. Дошкольный возраст. Школьный возраст.

План проработки задания.

1. Внимательно прочтите текст задания, составьте план и конспект его.

2. Для уяснения основных положений задания составьте краткую характеристику, снабженную конкретными примерами, младенца, дошкольника и школьника, исходя из схемы, изложенной в тексте задания.

Первую эпоху в развитии ребенка составляет период внутриутробного развития. Прежде всего возникает вопрос о длительности утробного детства. Сравнивая длительность утробного детства (ношения плода) у различных млекопитающих и сидения на яйцах у птиц, некоторые авторы приходят к выводу, что утробное детство у человека длится дольше, чем у остальных животных.

Е. Аркин приводит помещаемую ниже таблицу, из которой видно, насколько внутриутробное развитие человеческого зародыша продолжительнее, чем у большинства животных.

Период сидения на яйцах или ношения плода.

1. Змея.

12 дней.

8.   Волчица.

10 недель.

2. Курица.

21 день.

9.   Овца.

21 неделя.

3. Утка.

21 день.

10. Мал. Обезьяна.

39 недель.

4 Мышь.

24 дня.

11. Женщина.

40 недель.

5 Кролик.

32 дня.

12. Верблюд.

11 месяцев.

6. Кошка.

8 недель.

13. Слон.

24 месяца.

7. Собака.

9 недель.

В противоположность этим авторам, которые утверждают, что «человек медлит своим рождением», и видят в этом доказательство того, что человек, как более сложный организм, нуждается в более длительном периоде развития, другие авторы склонны сделать из тех же самых цифр обратный вывод и утверждать, что «человек спешит своим рождением». Этот противоположный вывод получается в том случае, если от сравнения абсолютных цифр, которые сами по себе являются выражением очень сложного сплетения различных факторов, мы перейдем к цифрам относительным и будем сравнивать не абсолютную продолжительность ношения плода, и сидения на яйцах, но отношение внутриутробного периода развития к длительности всей жизни данного животного.

П. Блонский приводит следующий сравнительный расчет: если взять для сравнения кошку, собаку, арабскую лошадь, чело века и слона, если, дальше, принять у всех этих животных продолжительность жизни за 75 лет, как у человека, и соответственно изменить длительность их внутриутробного детства, то окажется что у кошки оно составило бы 50 недель, у собаки — 45, у слона — 15 месяцев и у лошади 20,5 месяцев. (Эти цифры мы получили потому, что кошка в действительности живет 12 лет, собака — 15 лет, лошадь — 40 и слон - 120 лет). Сопоставляя эти цифры, Блонский приходит к выводу, что человек имеет сравнительно самое короткое утробное детство, что «человек спешит родиться».