Педология подростка. Половое созревание, страница 21

Так точно обстоит дело и с реальным физиологическим возрастом. Если взять группу детей одного и того же возраста по паспорту, например, 7—8 лет или 12—14 лет, исследование всегда обнаружит, что в этой группе есть дети, отличающиеся друг от друга по своему реальному физиологическому возрасту. Одни дети, например, еще не вступили в процесс полового созревания, другие переживают его, третьи оставили его уже позади. Или у одних детей не начали еще сменяться молочные зубы на постоянные, у других происходит сейчас эта смена и, наконец, третьи уже успели вступить в фазу постоянно зубного детства. Как видим, реальный физиологический возраст опять не совпадает с возрастом паспортным. Так точно и психологическое развитие ребенка, проходя через известные фазы, не всегда совпадает с развитием хронологическим, и исследование однородной по возрасту детской массы обнаруживает, что в психологическом отношении перед нами также дети, реальный интеллектуальный возраст которых далеко не одинаков.

Наконец, культурный возраст детей, соответствующий той или иной степени овладения приемами, средствами культурного поведения, также может глубоко не совпадать с их паспортным возрастом. Вот почему для педолога является в высшей степени важным установление всякий раз реального возраста данного ребенка и степени его расхождения с его паспортным возрастом.

Возникает вопрос, чем объясняется это расхождение, и чем бывает оно вызвано. Реальный возраст ребенка, то есть реально достигнутая ребенком в процессе развития ступень, определяется тремя основными моментами. Во-первых, наследственностью данного ребенка, то есть теми зачатками, из которых берут свое начало все процессы развития. Очень часто именно дурная наследственность определяет глубокое замедление детского реального развития и, следовательно, большое расхождение его паспортного и реального возраста.

Вторым фактором, определяющим реальный возраст ребенка, является среда или те условия, в которых происходит развертывание и вызревание наследственных зачатков ребенка. Среда, оказывая свое воздействие на развитие, замедляя и ускоряя его, также является причиной, обусловливающей большее или меньшее расхождение хронологического и реального возраста.

Наконец, так как и влияние наследственности, и влияние среды падают в данном  случае не на неподвижный, находящийся в покое организм, а на организм, движущийся и развивающийся, то совершенно естественно, что эти влияния зависят прежде всего от того, в какой момент развития сказывается их действие. Одни и те же наследственные данные по разному сказываются в младенческом и школьном возрасте, одни и те же условия среды различно влияют на утробное развитие и на половое созревание.

Поэтому реальный возраст ребенка является функцией не только наследственности и среды, но и третьей причины, именно времени, то есть хронологического возраста ребенка. Итак, наследственность, среда и возраст - вот те три фактора, которые определяют в своей совокупности реальный возраст ребенка.

Для определения реального возраста ребенка педология прибегает к тем же приемам, к которым прибегает и всякая наука: именно, к установлению стандартов детского развития. Стандартами называются постоянные, установленные величины, характеризующие уровень какого-нибудь процесса при определенных условиях. Так, если, измеряя температуру, я замечаю на градуснике 38°, я знаю, что это симптом заболевания, потому что я сравниваю эту температуру со стандартной температурой здорового человека, и степенью отклонения данного показания термометра от стандартной величины, я измеряю подъем температуры.

Так и педология, устанавливая стандарты массового развития ребенка, устанавливает стадии через которые проходит типическое развитие ребенка. Эти стандарты или типы детского развития позволяют нам рассматривать каждого отдельного ребенка, как вариант, более или менее отклоняющийся от этого основного типа, нами уже установленного. Эти отклонения позволяют сравнивать индивидуальное развитие с развитием массовым.