Педология подростка. Половое созревание, страница 17

Мы перейдем сейчас к ознакомлению с важнейшими методами, применяемыми в педологии. Нам думается, что это знакомство необходимо потому, что только ознакомление с научным методом позволяет достаточно серьезно овладеть и самим содержанием данной науки. Мы при этом не будем излагать технические правила исследования или методические указания по проведению отдельных видов педологического исследования, так как методика и техника педологического исследования в собственном смысле этого слова нуждаются в особом изложении и непосредственно с изучением педологии подростка не связаны.

Мы остановимся только на некоторых важнейших типах и группах методов, которые позволят нам составить общее представление относительно тех путей и средств, которыми пользуются педологи в добывании своего научного материала. Уже из предыдущего становится совершенно ясным, что вопрос о методах педологии приобретает особую сложность, благодаря своеобразной структуре самой науки, благодаря сложным ее отношениям с другими науками, благодаря своеобразным целям и задачам, которые стоят перед ней.

Первое, что вытекает из этого сложного отношения, заключается в том, что педология пользуется методами других наук. В педологии применяются на ряду с собственными, часто те же методы, что в педагогике, анатомии, психологии, физиологии, статистике. Совершенно понятно, что невозможно было бы изучать поведение ребенка другими методами, нежели теми, которые дает в наше распоряжение  психология, как не возможно было бы изучать рост и физическое развитие ребенка другими методами, чем те, которыми располагает  современная анатомия и физиология.

Итак, педология пользуется часто теми научными методами, которые разработаны соответствующими науками, изучающими отдельные стороны развития ребенка. При этом может показаться, что пользуясь чужими методами, педология вынуждена и сама становиться только сводкой научных данных, разработанных в других научных дисциплинах.

Может показаться, как выражается Блонский, что она является в этом случае не самостоятельной дисциплиной, а винегретом разнородных знаний. Однако, мы знаем на примере других наук, что пользование чужими методами (например, математическими методами в физике или химическими методами в биологии) не превращает эти науки в винегрет.

Мы сейчас постараемся рассмотреть в самом сжатом виде важнейшие группы методов, которыми пользуется педология.

Основным и первым методом в педологии является педологическое наблюдение за ребенком, которое встало на место старых и в сущности мало научных методов воображаемого перенесения себя в положение ребенка, воспоминаний взрослых о своем детстве и т. д. Дневники, характеристики, записи велись за долго до научной педологии, но научное наблюдение, конечно, отличается от наблюдения житейского. Существуют многие различные формы ведения наблюдений, существуют отдельные программы или схемы, которые позволяют выделить и обработать то, что относится к поведению. Методика наблюдения является предметом особого изучения, существует много отдельных методических приемов, ведения записи, ведения наблюдений, обработки, которых мы сейчас касаться непосредственно не будем. Общим и основным достоинством в методике наблюдений является естественность той обстановки, в которой ведется исследование, объективность и точность тех материалов, которые при этом получаются.

В нашей педологии особенно большое развитие получил метод объективного наблюдения. Методика объективного наблюдения широко разработана проф. М. Я. Басовым. В той форме, в какой она применяется М. Я. Басовым, эта методика очень близко подходит к тому, что можно было бы по аналогии назвать клинически-педологическим методом, так как она основана на объективном всестороннем изучении поведения ребенка в процессе его естественной деятельности и на анализе этого поведения. Проф. С. С. Моложавый создал особую схему для объективного наблюдения над детьми, схему, которая позволяет исследовать поведение ребенка в его взаимодействии с окружающей средой. Схема дает основные приемы анализа влияний среды на поведение ребенка. Построена схема по принципу изучения целостной личности ребенка. Разработка метода объективного наблюдения составляет, главным образом, заслугу советской педагогии.