Педология подростка. Половое созревание, страница 49

Блонский высказывает предположение, что, «юность не является вечным явлением, но составляет очень позднее с биологической, точки зрения, почти на глазах истории происшедшее приобретение человечества». Как всякое позднее приобретение, и это обнаруживает сильнейшие вариации, не являясь устойчивым и определенно воспроизводящимся явлением. Поэтому длительность и характер протекания юности весьма различен у различных народов и у двух основных классов современного общества.

«Рабочему подростку, говорит Блонский, еще предстоит завоевать длительную юность, как человечеству в целом предстоит закрепить это завоевание» Как все поздние приобретения, и это раньше других исчезает в патологических случаях. Разрушение, согласно известному закону, идет путем обратным тому, которым шло развитие. Самые поздние приобретения - самые нестойкие и гибнут первыми.

Суммируя все это, мы могли бы сказать, что и у примитивного человека, стоящего на низшей ступени культурного развития, период полового созревания является не критическим, но скорее завершительным. Правильнее было бы сказать, что несовпадение трех точек развития еще мало заметно и мало дает себя знать в этой; относительно простой, примитивной среде. Социальная зрелость наступает рано. Она еще. не отделилась сколько-нибудь заметно от зрелости половой. Обще-органическое развитие, сколько можно судить по тем скудным данным, которыми мы располагаем, также приостанавливается вскоре после наступления зрелости.

Существуют любопытные наблюдения, показывающие, что раннее функционирование полового аппарата даже y животных вредно отражается на развитии организма в целом. Клозе и Фогт показали, что щенята, которых держали вместе с самками, и которые поэтому рано начали половую жизнь, обнаружили ускоренную инволюцию зобной железы, что в свою очередь способствовало приостановке общих процессов развития. У человека в примитивном обществе, как полагают многие исследователи, раннее начало половой жизни приводит к сокращению и приостановке процессов развития. Да оно и понятно» половая жизнь и деторождение требуют от организма так много, что совершаются в большой мере за счет общего развития недоразвитого еще организма.

В свете этих данных новый смысл приобретает мысль Коррэ, что критичность переходного периода возрастает вместе с ростом культуры. Нам представляется это вполне закономерным и естественным.

Мысль эта означает не то, что переходный период — применяя слова Руссо выходит из рук природы совершенным и портится в руках человека. Напротив, сторонникам идеи о совершенстве природы и целесообразности всего природного пришлось бы немало потрудиться, если бы они хотели доказать применимость телеологической точки зрения к проблеме переходного возраста человека. Можно заранее предсказать, что всякая подобная попытка заранее обречена на неудачу. Телеологическое истолкование переходного возраста кажется нам абсолютно безнадежным. Не потому только, что телеологический подход вообще характеризует донаучное мышление и стоит в непримиримом противоречии с основными предпосылками научного познания. Но и той реальной „телеологии", которая выражается в биологической целесообразности функции или органа по отношению к выполнению основных жизненных задач организма и которая возникает в процессе длительного приспособления и отбора, как его результат, и этой биологической приспособленности нельзя открыть в переходном возрасте человека.