Педология подростка. Половое созревание, страница 82

Характерным, таким образом, для инфантильной сексуальности является то, что она не связана с половыми органами, а локализуется в совершенно других системах. Тем не менее наслаждение, которое испытывает ребенок от возбуждения этих зон, является по мнению Фрейда типическим эротическим наслаждением, которое Фрейд называет тем же именем, что и половое наслаждение — либидо. Этот первый период в развитии ребенка Фрейд называет аутоэротическим. так как сексуальное влечение ребенка направлено на его собственное тело и не связывается ни с каким внешним объектом.

Близко к этому аутоэротическому периоду подходит нарцистический период, в основе которого также лежит самовлюбленность направленность эротического влечения на самого себя. Второй период в развитии сексуальности Фрейд называет бисексуальным, указывая этим на то, что сексуальные влечения в эту пору направляются уже на внешний объект, но не являются еще дифференцированными в половом отношении. Оно может быть одинаково направлено как на мальчика, так и на девочку, взрослого и ребенка, мужчину и женщину, оно еще не дифференцировалось и не вступило в связь с функцией половых желез, с функцией размножения и только в третий период который падает на возраст полового созревания, происходит эта фиксация сексуального влечения в сфере генитальных органов.

Таким образом, новым для этого возраста является не вообще появление сексуального влечения, которое было и раньше, а иное — его локализация. Если эта фиксация задерживается и сексуальное влечение проявляется в других, более ранних стадиях, мы имеем перед собою извращение или перверзию полового влечения. Но уже на самой ранней стадии развития у ребенка возникает сексуальная привязанность к матери. Его отношения к матери являются эротически окрашенными, так как кормление материнской грудью, прикосновение к матери и ее ласка очень рано связываются для ребенка с возбуждением его эрогенных зон. Однако, эта первичная сексуальная привязанность, как и вообще направленность сексуального стремления на внешней объект, наталкивается на социальные запреты, на «нельзя», которые диктуют ребенку окружающие взрослые люди. В результате возникает вытеснение сексуального стремления в область бессознательного.

При этом возможны два случая: либо это вытеснение удается, либо его постигает неудача. Если результатом вытеснения является неудача, тогда неудачно вытесненное сексуальное влечение начинает бродить, по выражению Шпрангера, как отец Гамлета под землей, под порогом сознания, минировать и взрывать нашу психику и приводить к суррогатному удовлетворению этого влечения в фантазии или невротическом заболевании, которые в замаскированном виде доставляют удовлетворение неудачно вытесненному половому влечению.

Если же вытеснение удается, тогда половое влечение исчезает в качестве такового из сферы сознательной жизни и поведения человека, но связанная с ним энергия не может окончательно исчезнуть. Она скрытым от сознания образом, превращается в творческую психологическую деятельность. Этот процесс и называет Фрейд сублимацией. Мы приведем определение, которое дает Фрейд сублимации, так как этим процессом Фрейд обменяет весь механизм психологии полового созревания. «Этот процесс заключается в том, говорит Фрейд, что сексуальное влечение, направленное на достижение частичного удовлетворения или удовлетворения, связанного с процессом размножения, отклоняется от своей первоначальной цели и направляется на другую цель, которая генетически связана с прежней, но сама по себе является не сексуальной, но должна быть названа социальной; этот процесс мы называем сублимацией».