Педология подростка. Половое созревание, страница 54

Представить это коренное изменение в процессе развития, как необходимый и естественно возникающий результат расщепления трех точек созревания, такова наша основная задача. Сравнительное и генетическое изучение трех форм полового созревания — натуральной, примитивной и культурной — таков наш метод.

Анатомо-физиологические особенности подростка.

Возраст полового созревания есть переход от детства к зрелому состоянию. Он связан с резкими переменами во всем организме.

В центре этих изменений стоит половое созревание подростка. Но все стороны жизни организма ребенка — рост, вес, физиологические отправления, высшая нервная деятельность, поведение и психика — под влиянием этого основного фактора испытывают глубокие изменения. Являясь действительным переходом от детства к зрелому состоянию, этот возраст характеризуется бурным подъемом всех жизненных сил.

Отсюда вытекают связанные с этим возрастом опасности и творческие возможности: при неблагоприятных внешних и .внутренних условиях, в плохой среде этот подъем жизнедеятельности не находит себе исхода и приводит к осложнениям развития (заболевания, конфликта, замкнутость и т. п.); в благоприятной для развития среде он становится источником общественного и творческого формирования личности. Переходные черты мы встречаем во всех сторонах развития подростка: это уже не ребенок и еще не взрослый человек.

То же сказывается и в поведении подростка: от смутных идеалов он переходит к реалистическому нащупыванию своей жизненной дороги (выбор профессии). Поэтому переходный возраст справедливо называют критическим.

Критическим этот возраст называется в силу того, что он — возраст нарушенного равновесия. Более или менее устойчивое равновесие, сложившееся в предшествующую эпоху, резко нарушено вступлением в органическую жизнь такого важного и веского фактора, как половое созревание. Новое равновесие, характеризующее позднюю юность и зрелость человека, еще не достигнуто. По справедливому сравнению М. Рубинштейна, организм ребенка находится на перепутьи: «у детей в эту пору меняется вся фигура, иногда они даже внешне начинают производить впечатление известной нескладности, когда все члены находятся в своем соотношении как бы на перепутьи: они покинули стадию детской цельности и еще не сумели установить твердо сплоченной гармонии созревшего тела». И, действительно, в эту пору все в организме ребенка и в его личности находится в движении, в течении, в изменении — в пути от детства к зрелости.

Общий характер эпохи полового созревания сказывается в целом ряде метаморфоз, качественных изменений отдельных сторон и функций; в центре этого ряда стоит основная метаморфоза, превращение ребенка в половозрелое существо. Развитие в эту эпоху приносит не только количественное нарастание того, что было у ребенка прежде, но вносит новое, раскрывает скрытое, призывает к жизни дремлющие силы организма, выдвигает на первый план то, что было на последнем.

Процессы обратного развития, т, е. свертывания и отмирания, сопровождающие всегда всякий новый шаг в развитии, тоже особенно отчетливо и интенсивно выступают в эту эпоху. Переходный возраст есть в такой же мере пора нарождения нового, как и отмирания старого. Отмирание детства выражается в свертывании детских интересов, детских идеалов, детских игр и занятий, детских установок по отношению к среде и к себе самому. Возраст этот образно сравнивают часто со вторым рождением.

На эпоху полового созревания приходится волна интенсивного роста величины и веса тела. Соотношение процессов роста тела в высоту и прибавление веса таково, что ребенок вытягивается в длину и худеет.

Мы знаем уже, что рост совершается волнообразно. В эпоху полового созревания происходит усиление процессов роста. Растет величина тела, растет вес. По данным Стэнли Холла, известного американского педолога, прирост веса у мальчиков от 12 ½ до 16 лет выражается цифрой в 45 фунтов, в то время, что от 5 ½ до 12 ½ лет прибавка в весе равняется только 30 фунтам. Это значит, что в период полового созревания за срок вдвое меньший (3 ½ года против 7 лет) прирост в весе оказывается в 1 ½ раза больше (45 ф. против 30), чем в предпубертальном возрасте; иначе говоря, период полового созревания есть время интенсивного нарастания веса, т. е. массы тела.