Педология подростка. Половое созревание, страница 31

Типичным примером этого могут служить три момента. Питание ребенка связано уже с работой анимальных функций, непременно требует восприятия раздражений и собственных движений и активности ребенка, но сама пища является пищей, образующейся в организме матери, и сам процесс питания происходит еще через мать, но только извне.

Второй момент — это сон младенца. Исследования по генетической рефлексологии показали, что первичным состоянием, является сон, а не бодрствование. Мы знаем, что младенец вначале спит почти все время, если он сыт, и если какие-нибудь вредные воздействия не мешают этому. Иначе говоря, нормальным состоянием для младенца является сон. Благодаря этому меняется и вся традиционная постановка вопроса о сне и бодрствовании. Обычно спрашивали, каким образом возникает сон, какие должны произойти изменения в бодрствующем состоянии ребенка для того, чтобы наступили явления сна.

На самом деле правильно было бы ставить вопрос иначе: каким образом возникает бодрствование, какие условия должны присоединиться ко сну для того, чтобы возникло бодрствование. Сон и есть та слабая растительная жизнь, которая является самой примитивной формой жизни вообще, и которая составляет как бы переходное состояние между чисто растительным существованием плода в утробе матери и анимальной жизнью зрелого человека.

И, наконец, третий — это восприятие раздражений, идущих из внешней среды, и движения в ответ на эти раздражения. Ребенок уже воспринимает раздражения и движется, но он еще сам не умеет перемещаться в пространстве, и его перемещение еще в значительной степени совершается матерью.

Таким образом, нам кажется, следует смотреть на этот возраст ребенка, как на переходное состояние между внутриутробным периодом полной зависимости от организма матери и более поздним и более самостоятельным периодом жизни.

Было бы, однако, большой ошибкой не видеть, что в этом возрасте закладываются основные линии всего дальнейшего развития ребенка. Поэтому для нас представляет большой интерес выяснить, какова исходная точка этих больших линий развития, посмотреть, откуда они берут начало, и выяснить, как создаются предпосылки для дальнейшего продвижения этих линий.

В последнее время мы имеем много работ, посвященных изучению ребенка в первый год жизни, и можем составить себе приблизительное представление об этих предпосылках. Первой исходной точкой всего дальнейшего развития поведения является функционирование безусловных или наследственных рефлексов при очень раннем образовании условных. Если взглянуть на ребенка этого времени с синтетической стороны, со стороны его отношения со средой, с точки зрения его «личности и мировоззрения», можно прийти к выводу, к которому привели швейцарского исследователя Пиаже его эксперименты над младенцем. Эти эксперименты показали, что ребенок на ранних стадиях не различает еще внешнего мира и себя самого. В этом смысле Пиаже называет младенца солипсистом, конечно, не в том смысле, в каком это слово применяется в философии.

«Ясно, говорит этот автор, что, если мы будем понимать солипсизм, как установку философского ума, рассматривающего вселенную, как содержание своего я, тогда, конечно, нелепо говорить, что младенец солипсист, раз установлено, что он не имеет сознания своего я». Обычно это самое слово мы применяем к младенцу в условном смысле, желая этим показать, что внешние и внутренние раздражения еще не поляризовались для младенца. «Сказать, что младенец солипсист — это означает просто, что чувства и желания его не имеют границ, но составляют одно целое со всем тем, что он видит, к чему прикасается и что воспринимает».

Эксперименты Пиаже, которые подтверждают это предположение, показали, что у младенца очень легко возникает круговая реакция, как в ответ на внешнее случайно совпавшее с его движением раздражение, так и в ответ на вызванное им самим раздражение. Круговая реакция заключается в том, что ребенок производит какое-нибудь движение, и если это движение вызывает затем интересное для него раздражение, он начинает повторять это движение. Таким образом, результат одного движения служит стимулом для начала следующего и т. д., почему эта реакция и называется круговой. Так ребенок научается сосать большой палец, хватать предметы, вызывать звуки стуком по твердым телам и т. п.