Педология подростка. Половое созревание, страница 78

В самом деле, это последнее положение Шпрангера находит фактическое подтверждение в целом ряде документов, дневников и, в частности, отмечается и русскими исследователями на основе имеющихся у них материалов. Так, М. М. Рубинштейна «Психологии, педагогике и гигиене юности» приводит чрезвычайно яркую иллюстрацию из имеющихся в его распоряжении дневников этого факта разделения объектов эротической влюбленности и сексуальных желаний.

«Вся сущность в том, говорит этот автор, что в этой юной любви прямое половое влечение не только не находит себе места, но от него юность решительно отдаляется. В моих руках имеется дневник 16-летнего юноши фельдшерской школы, представляющий документ совершенно неслыханного хвастливого разврата самого циничного свойства не только автора его, но и значительной части его сотоварищей. Что в нем описывается не преувеличенная действительность, это подтвердили многие педагоги этой школы с интернатом.

И вот, среди всякого рода мерзости, которую описывает автор, в своем поведении и в поведении его товарищей попадаются отдельные места, в которых он от сцен половой распущенности обращается к мысли о девушке, которой он увлечен, и эти мысли дышат совершенно иным духом. Они напоены подъемом, мыслью о чистоте, о будущей совместной жизни, бесследно исчезают не только площадные выражения и описания, заполняющие дневник в других местах, но автор описывает свою драку и смертельную вражду с одним из молодых людей, позволивших предположить половую связь у автора дневника с этой девушкой».

То, что в этом случае проявляется в таком резко преувеличенном виде, в случаях нормального развития по мнению Шпрангера, всегда позволяет даже в неоформившихся зачатках эротических и сексуальных стремлений все же ясно различить обе эти линии, которые идут одна независимо от другой.

Но второй характерной особенностью переходного возраста является то, что обе раздельные генетические линии в психологии полового созревания обнаруживают явную тенденцию к соединению. Именно в этой тенденции проявляется основная динамика всего возраста. С достижением это и точки, по мнению Шпрангера период созревания находит свое окончание.

Целый ряд психологических моментов может обнаружить эту тенденцию. В качестве примера можно привести иногда вспыхивающую ревность в стадии эротической влюбленности, которая ясно указывает на то, что эта линия в развитии подростка сблизилась, а отчасти и совпала уже с линией его сексуального развитая. Но и в этом соединении не происходит отождествления одной и другой стороны. Шпрангер отказывается рассматривать психологическую сторону полового созревания, как простой рефлекс сексуальности. «Но и телесное, говорит он, в наших глазах, не является просто падшим ангелом в его земном воплощении, но мы утверждаем, что в целокупности души обе стороны — идеально-эротическая, и чувственно-сексуальная являются одинаково первоначальными». Эротика и сексуальность стремятся к соединению при нормальном развитии подростка, потому что по своей сущности они представляют собою одну и ту же вещь, но только переживаемую с двух разных; сторон или под двумя различными атрибутами.

«Итак, говорит автор, эротическое не является функцией сексуального, как и сексуальное не является функцией эротического. Оба принадлежат по своему генетическому смыслу к одной и той же сфере переживаний, они оба дифференцируются из единой основы. Некоторое время они идут по различным линиям для того, чтобы соединиться в высшем пункте расцветающей жизни. Иначе нельзя себе представить их взаимной направленности друг на друга».

Эта теория таким образом при всем своем дуалистическом характере меньше всего склонна отрицать взаимодействие и связь обоих этих моментов. Напротив, как мы уже говорили, весь смысл периода полового созревания с этой точки зрения заключается в том, что обе эти линии пересекаются в одной точке. Шпрангер признает также все те факты, говорящие в пользу связи творческих, психологических процессов с моментами сексуальными, на которой строит Фрейд свою теорию. Он согласен, что язык фактов сам будто бы говорит в пользу признания зависимости психологической жизни от сексуальной.