Педология подростка. Половое созревание, страница 52

Расхождение трех линий развития означает не просто разъединение во времени и хронологическое несовпадение трех точек созревания. Оно означает прежде всего распад той структуры основных процессов развития, которая сложилась в детском возрасте, расщепление прежде сложившегося единства, прежней организации прежней системы процессов развития. Оно означает далее начало возникновения и образования, нового соотношения сил, новой структуры процессов развития, достижение нового равновесия в место утерянного. Слово истины о переходном периоде сказал Шпрангер, когда назвал революцией эпоху полового созревания. Этот  период несомненно носит не эволюционный, а революционный характер.

Мы не станем гадать сейчас, какова основная черта этого изменения, и в чем ключ к этой новой структуре. Мы отметим лишь, что весь симптомокомплекс переходного возраста пронизан этим противоречием, отражающимся во всех его основных сторонах. Нет более общераспространенной в педологии переходного возраста мысли, чем мысль о противоречивости этого возраста и его проявлений. Стэнли Холл насчитывает 12 основных противоречий подростка, но их можно было бы насчитать в 12 раз больше.

Мы назовем для иллюстрации нашей мысли основные противоречия установленные рядом исследований. Так, этот возраст отличается мощным подъемом жизнедеятельности, новой волной роста, которая может быть сопоставлена лишь с волной роста в первый год жизни. И наряду с этим его определяют, как возраст астеничности. т.-е. общей ослабленности организма и всех его функций. Это — возраст мечты, характеризующийся господством фантазии, отрывом от действительности; юношеские грезы принимаются за столь же основное и естественное для этого возраста, как игра — для детского. И вместе с тем, это возраст выбора профессии, решения основного жизненного практического вопроса, решительного момента в приспособлении. Возникновение жизненного плана Шпрангер считает одним из трех основных симптомов этого возраста, а Кершенштейнер предлагает — и не без основания — всю педагогику профессиональной школы построить на «профессиональном эгоизме», как основном рычаге развития и воспитания подростка.

У подростка отмечают господство шизотимических черт в характере: замкнутости, аутизма, т.е. жизни в себе, ухода внутрь, расщепления психики, но наряду с этим все отмечают, что переходный период — это возраст подъема социальной и коллективной жизни, возраст любви и дружбы, стремления к другому человеку, начала серьезной общественной и политической работы. У подростков отмечено экспериментальными исследованиями наличие эйдетизма, т. е. примитивной формы памяти, носящей ярко образный и эмоциональный характер и определяющей образный характер всего мышления, но не менее характерен для этого возраста и переход к абстрактному мышлению, начало мышления в понятиях, общий интеллектуальный подъем. Одни говорят, что это возраст эйдетики; другие, что это возраст алгебры. Те и другие одинаково правы.

К. Гроос видит в этом возрасте возвращение к господству инстинктов; все согласно называют его возрастом полового созревания. Но вместе с тем это возраст созревания личности и миросозерцания. Открытие своего «я», завоевание внутреннего мира, поворот извне внутрь, интравертированность — называют многие авторы основной чертой всего периода. И часть тех же авторов отмечают наряду с этим врастание в мир объективной культуры, в ее отдельные сферы и области, в право, в этику, в искусство. Иенш называет этот период возрастом рыцарства и общечеловеческих идеалов; возрастом идеализма по преимуществу считает его и Шпрангер. Но тот же Шпрангер знает, что в этом возрасте окончательно расходятся пути развития рабочего и буржуазного подростка, которые обнаруживают различную психологическую структуру личности. Это возраст классовой установки.