Педология подростка. Половое созревание, страница 80

Но эти кортикальные компоненты являются моментом производным и зависимым, моментом, который приобретает самостоятельное значение раз он уже возник но сам по себе возникнуть не может. «Перемещение центра тяжести доминанты говорит проф. Ухтомский, к ее кортикальным компонентам и способность доминанты восстанавливаться по ее кортикальным компонентам сказывается особенно ясно на так называемых инстинктивных актах. Возбудимость полового аппарата у жеребца прекращается навсегда после кастрации, если до кастрации жеребец не испытал coitus. Половая доминанта тогда просто вычеркнута из жизни животного. Но если до кастрации coitus был испытан и кора успела связать с ним зрительно обонятельные и соматические впечатления, половое возбуждение и по пытки ухаживания будут возобновляться в мерине при приближении к кобыле. Эндокринные возбудители доминанты исчезли, но она все же может восстанавливать свои соматические компоненты чисто нервным путем, рефлекторно, по кортикальным компонентам».

Аналогичные результаты были получены и при наблюдении патологических случаев у людей. И здесь соматический, момент оказался первичным и решающим, а момент нервно-психический вторичным и зависимым. И, наконец, чрезвычайно яркие опыты с экспериментальным изменением деятельности половых желез, как например, при искусственной перемене пола у животных, которая всегда сопровождалась и изменением нрава (например у курицы, превращенной в петуха), и опыты с омолаживанием равным образом доказывают то же самое положение.

Таким образом, не говоря уже об общей зависимости всех психических явлений от соответствующих нервных процессов, даже самое соотношение соматического и кортикального момента в половом созревании обозначается Шпрангером неправильно. Мы должны оговориться, для того чтобы избежать ложного понимания. Меньше всего все эти факты, на которые мы указываем, и самое физиологическое исследование, которое приобрело эти факты, говорят в пользу того, что психология полового созревания должна рассматриваться исключительно как автоматический рефлекс сексуальностей.

В свое время, рассматривая критически теорию 3. Фрейда, мы постараемся показать неправильность и этой точки зрения. Отношение между корой головного мозга, органом, определяющим всю нервно-психическую жизнь, и половым аппаратом человека, оказывается неизмеримо более сложным, чем это предполагал Фрейд, в частности и сама кора головного мозга оказывает чрезвычайно сильное влияние на генитальную систему.

Мы увидим далее, что все своеобразие переходного возраста в огромной степени именно и заключено в этом своеобразном взаимодействии коры головного мозга и генитальной системы. Недаром Циген указал, что все изменения этого возраста должны быть в равной мере приписаны созреванию коры головного мозга, как и созреванию половых желез. Но при всем том одно остается совершенно несомненным, обе стороны полового созревания — соматическая и психологическая, не являются, как это утверждал Шпрангер, одинаково изначальными, одинаково независимыми.

Неверным является и второе положение, что эти, одинаково независимые, изначальные и самостоятельные моменты в конечном счете приводят к полному совпадению. На самом деле и у зрелого человека наступает известное сложное взаимоотношение между обеими линиями, которое, однако, никогда не превращается в полное слияния. Таким образом, теория Шпрангера не объясняет нам самого основного, именно всей той сложной драмы, которая возникает между соматической и нервно-психической стороной полового созревания. В этом смысле, теория его напоминает объяснение примитивного человека, который на вопрос о причине того или иного природного явления отвечает: «Оно всегда было таким».

Для объяснения сложного раздвоения, которое наблюдается в эпоху полового созревания Шпрангер ссылается на то, что это раздвоение является исконным: оно всегда было. Это объяснение таким образом ничего не обменяет. Оно скорее снимает поставленную проблему. В сущности, превращает ее в необъяснимую, так как на место совершенно законного психологического вопроса о том, из каких конкретных причин возникает раздвоение, эта теория выдвигает чисто метафизическое «утверждение, которое в конечном счете сводится к тому, что и вся природа человека является двойственной.