Педология подростка. Половое созревание, страница 27

Мы склонны были бы скорее рассматривать утробное развитие, как процесс уже законченного развития, уже установившегося и повторяющегося типа, в большей степени как результат длительного периода развития, чем как процесс развития в собственном смысле этого слова. Нам думается, что, если вспомнить процесс эволюции животных видов, когда ни о какой отстоявшейся, автоматической форме развития нельзя было говорить, когда виды животных в процессе борьбы за существование и отбора возникали, гибли и умирали; если вспомнить далее историческое развитие человечества, совершавшееся также не по автоматическому, наперед установленному типу, - мы будем иметь все основания с методологической точки зрения считать за действительный тип развития тот тип, который представлен во внеутробном развитии ребенка, а тип внутриутробного развития считать скорее за исключение, чем за правило.

В этом смысле мы разойдемся в объяснении интересующего на» вопроса с Блонским, вычисления которого мы приводили выше.

«Что все это значит, спрашивает этот автор. Чем является по преимуществу внеутробное детство? Это время роста уже сравнительно сформировавшегося организма. Чем отличается от этого детства утробное? Оно является, особенно в начале, также временем формирования организма. Можно предположить, значит, следующее: человек формируется сравнительно быстрее всех других животных, но время роста у него гораздо более длительное».

Правда, автор дальше оговаривается что эта формулировка не совсем точна, что нельзя так противопоставить рост формированию, т.е. количественный момент качественному. «Но сейчас, говорит он, дело не в этом, а в том, чтобы ярко подчеркнуть, что человек стадии своего формирования пролетает, что называется, на всех парах, с поразительной быстротой».

Но даже и с этой оговоркой приведенное объяснение кажется нам не вполне справедливым и вот почему. Здесь мы действительно сталкиваемся с парадоксальным фактом, заключающимся якобы в том, что более сложный организм требует на свое формирование более короткого времени. На самом деле это не так. Здесь следует снова обратиться к абсолютным цифрам, которые показывают ясно, что длительность формирования человеческого организма в период утробного развития превышает ту же длительность у животных, а не уступает ей. И в этом смысле представляется нам неверным вывод, что рост человека длится дольше, чем у животных, а формирование меньше, ибо как раз процесс роста, т -е. количественное увеличение материи в организме никогда не проявляется так интенсивно, как именно в период утробного развития.

Если мы сравним весь процесс роста ребенка от момента рождения до зрелого состояния, мы узнаем, что новорожденный младенец увеличивается за это время примерно в 20 раз (вес) и только и несколько раз, если принять во внимание рост в собственном смысле. Если же мы сравним далее микроскопическую зародышевую клетку с новорожденным ребенком, т.-е. процесс роста за весь внутриутробный период развития, то окажется, что рост этот выразится огромной астрономической цифрой.

Таким образом, по нашему мнению, относительная краткость утробного развития ребенка объясняется не тем, что формирование требует меньше времени, чем рост, а тем, что перед нами по существу закончившиеся уже, отстоявшиеся, принявшие окончательную форму процессы развития, воспроизводящиеся по уже проложенным путям, как бы автоматизированные, наперед определенные в каждой своей стадии и в самой последовательности всех стадий, взятых вместе, наконец, процессы, протекающие в специфической, максимально устойчивой внутриорганической среде.

Перейдем теперь к рассмотрению важнейших эпох, которые проходит в своем развитии ребенок. Это необходимо сделать, если мы хотим правильно понять подростка и период полового созревания. Мы должны знать, что предшествует ему, какими путями ребенок приходит к нему, что у ребенка остается позади.