Педология подростка. Половое созревание, страница 23

Собственные методы педологии служат вскрытию тех собственно педологических закономерностей, которые характеризуют возраст, как качественно своеобразное, реальное единство, как особую, специфическую структуру. Если частные методы педологического исследования, о которых мы говорили выше, отвечают задаче анализа того сложнейшего процесса, которым на деле является детское развитие, то собственные методы педологии разрешают задачу реального синтеза этого процесса. При их помощи педолог и устанавливает то новое специфическое, неразложимое на отдельные элементы и несводимое к ним качество, которое отличает структуру каждого возрастного этапа в развитии ребенка.

Генетический метод располагает все полученные данные в генетический ряд, то - есть стремится представить их как отдельные моменты единого процесса развития, взаимно обусловливающие друг друга. Педолог, по выражению Холла, выше логического ставит генетическое объяснение. Его интересуют вопросы: откуда и куда, то - есть из чего произошло и во что стремится превратиться данное' явление.

Другим его методом является сравнительный, стремящийся, как и всякая сравнительная метода, по указанию Грооса, не только установить то сходное, что имеется в процессах развития различного типа, но и то различное, то специфическое, что отличает каждый отдельный вид развития. Сравнивая развитие животных с развитием ребенка, сравнивая развитие примитивных народов с детским развитием, сравнивая данные психопатологии с данными детской психологии, педология стремится всякий раз к решению двух различных задач: к выделению того общего, что заключается в каждом из этих видов развития и, самое главное, к установлению того специфического и особенного, что характеризует детское развитие, как таковое, и делает его непохожим ни на один другой тип развития.

И, наконец, третьим существенным методом педологии является синтетический метод, сущность которого заключается в обвинении и сопоставлении разнородных данных, полученных при помощи различных методов, синтеза всех этих данных и получения на основе этого синтеза целостной и связной характеристики каждого отдельного возраста, как своеобразного реального единства.

Представим себе, что анатомия устанавливает морфологические особенности младенческого возраста; физиологические исследования обрисовали все своеобразие пищеварения, кровообращения, сна и тому подобных функций младенца; психология подробно описала его восприятия и движения, — перед педологий стоит задача собрать воедино все эти разнородные данные и создать характеристику младенца. Задача этого синтеза и является собственной задачей педологии.

Было бы, однако, величайшей ошибкой понимать задачу этого синтеза чисто механически, как простое суммирование данных разнородных научных дисциплин, изучающих ребенка с разных сторон. Педология опирается на эти частные науки, как биология на химию, и пользуется их методами, как физика пользуется математическими методами. Но при всем том собственная задача педологии заключается в преодолении частных точек зрения на развитие ребенка и в создании действительного диалектического синтеза, отвечающего тому объективному реальному целому, которое мы называем процессом детского развития.

Необязательная литература для углубленной проработки вопроса.

1. Залкинд А. Б. Педология в СССР. Изд. Раб. Проев. Москва 1929 г. Ц. 45 к.

2. Блонский П. П. Педология. Москва 1925 г. Часть I. Ц. 2 р.

3. П. Блонский. М. Ионова, В. Левинский, М. Шейман. Методика педологического обследования детей школьного возраста. ГИЗ 1927. Ц. 1 р. 60 к.

4. К. П. Веселовская, Педологический практикум. Изд. „Раб. Проев.", 1924. Ц. 2 р. 75 к.

5. М. Я. Басов. Методика психологических наблюдений над детьми. Изд. III ГИЗ, 1926. Ц. 2 р. 50 к.

Темы для контрольных работ к заданиям №№ 1 и 2.

Ответьте в письменной форме на следующие вопросы и мотивируйте ваши ответы:

1) Перечислите и разжените важнейшие положения, характеризующие детское развитие и приведите конкретные примеры, иллюстрирующие каждое положение.