Педология подростка. Половое созревание, страница 14

И наконец, третьим моментом, который лежит в основе современного пересмотра педологии, является момент философский. Педология, как она развивалась на Западе и в Америке, связана неразрывно со всей системой буржуазного воспитания, с его теорией и практикой. Воспитание же, как известно, в классовом обществе есть одно из основных средств классовой борьбы. Связанная с идеалистической философией, находящаяся под давлением требований предъявляемых к ней теорией и практикой буржуазного воспитания, педология впитала в себя много ненаучных элементов. Этим последним моментом и обусловлена необходимость пересмотра педологии, впитавшей в себя много элементов до научного идеалистического мышления и специфически буржуазных педагогических установок.

Выход на научную дорогу и самая возможность педологии, как науки, обусловливается возможностью применения в ней диалектического метода познания. Основные и принципиальные моменты, характеризующие применение этого метода в педологии те же самые, что и во всех остальных науках. Только материалистическая диалектика, как методологическая основа, может сделать педологию, разрабатываемую диалектическим методом, наукой в собственном смысле этого слова. И действительно, только овладев этим основным методом познания, педология сможет разработать на философской основе систему частных научных методов и раньше всего основные принципиальные установки, которые смогут обеспечить ее развитие и существование, как науки в собственном смысле этого слова.

Самый спор о том, возможна ли педология, как самостоятельная наука, в сущности порожден тем обстоятельством, что педология как самостоятельная наука не на диалектической основе действительно оказывается невозможной. Она неизбежно превращается в конгломерат разнородных знаний, внутренне не объединенных между собой. Основной диалектический закон перехода количества в качество, обратной стороной которого является признание несводимости качественного своеобразия высших форм движения, возникающих в процессе развития, к механическому движению, приводит всякую науку, опирающуюся на диалектический метод познания к изучению новых качеств, новых закономерностей, специфических связей, которые возникают на каждом новом этапе развития и характеризуют новое целое, возникающее на данной ступени. Дуалистическое воззрение идеалистической психологии и атомистическое воззрение механического естествознания не могут привести к познанию ребенка на каждом возрастном этапе его развития, как целого, подчиненного специфическим закономерностям, не выводимым чисто суммативным путем из свойств и закономерностей, отличающих отдельные стороны детского развития.

Первым принципом диалектического метода является изучение всех явлений в их динамике, в процессе развития и изменения, во взаимной связанности всех отдельных явлений, в их единстве в отличие от метафизического способа рассмотрения, который рассматривает вещи как всегда равные сами себе, в их статике. Этим создается для педологии возможность изучения детского развития во всей его реальной сложности и всех тех сложных изменений, которые сопровождают этот основной процесс. Вне диалектического понимания научное изучение развития, вообще, оказывается невозможным, так как самое понятие развития непременно заключает в себе ту всеобщую изменяемость явлений, без которой само развитие превращается только в механический процесс роста.

Далее, самая возможность педологии, как науки об едином целом, возможна только в tom случае, если мы будем изучать отдельные стороны развития ребенка, как тесно связанные между собой, при этом связанные не механически, а диалектически. Это единственный путь, который может застраховать нас от того, чтобы не получился набор из разных областей знания, чтобы не получилось то разрозненное на части человеческое существо, которое анатом, физиолог и психолог знали каждый со своей стороны и которое, как целое, было науке совершенно не известно.