Педология подростка. Половое созревание, страница 110

Однако, как это мы постараемся указать в особом очерке, дело заключается в том что эти вторичные благоприятные и неблагоприятные условия не могут изменить основного факта, именно того, что классово-производственная позиция подростка перекраивает его возрастную биологию, обращая вершину в основание и основание в вершину. В данном случае мы говорим о необходимости развития, другое, конечно, нам придется сказать о возможностях этого развития. Мы хотим сказать только, что рабочий подросток с необходимостью толкается на путь сублимации, как буржуазный подросток с необходимостью толкается на путь паразитизма, но этим ни в малой степени мы не отрицаем того факта, что самая возможность сублимации безмерно богаче и шире у обеспеченных классов.

Мы можем, таким образом, формулировать ответ на поставленный нами вопрос и сказать, что различие в данном случае оказывается чрезвычайно резким потому, что самая доминанта возраста у одного и другого социального типа подростка оказывается личной. Вспомним ясный и простой пример, которым мы пользовались в предыдущем очерке. Мы помним, что в зависимости от того, чему принадлежала доминанта, по разному направлялись и все остальные возбуждения и раздражения, попадающие в нервную систему. Половая доминанта в опытах проф. Ухтомского привлекает на свою сторону, переключает на половые пути всякое постороннее раздражение: это есть физиологическая основа того, что мы называем паразитизмом.

Аналогичное явление представляет и половой психопат, для которого всякое возбуждение сейчас же превращается в формы сексуального возбуждения. Пример обратного развития представляет путь, которым прошло все человечество от подавления сексуальной энергии под влиянием новых необходимостей, вставших перед ним. Этот путь в более чистом виде проделывает и рабочий подросток, для которого основная жизненная необходимость человека — труд продолжает оставаться и основной личной жизненной необходимостью, двигающей всем процессом его развития в переходном возрасте.

Нам остается ответить еще на второй вопрос, именно, как следует в свете разбираемой нами теории объяснить те конфликты и осложнения, которыми так богат переходный возраст. После всего сказанного мы можем ограничиться немногим. Мы видели, что переходный возраст не конституционально-патогенный. Мы, следовательно, должны искать других источников для этих конфликтов и осложнений. Мы их видим в том, что переходный возраст создает благоприятные условия для возникновения всевозможного рода патологических явлении.

Сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, которое разветвилось на три отдельные русла и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным. В самом деле, сам по себе подъем труден и ответственен. То же самое явление, которое на путника, идущего по ровной дороге не окажет заметного действия, может оказаться труднейшим препятствием, иногда опрокидывающим, для путника, идущего в гору.

Вот почему целый ряд заболеваний оказываются особо опасными в этот период. Никогда туберкулез так не страшен как сейчас, когда все силы организма уходят на рост организма. Обобщая это, мы могли бы сказать, что переходный возраст не конституционально, а кондиционально патогеничен. В этом заключается основа нашего взгляда. Мы хотим сказать, что не основа этого возраста порождает из себя конфликты, но самый подъем этого возраста создает благоприятные условия для того, чтобы всякое внешнее затруднение превратилось в патологенное.

«Ни один возраст так не далек от смерти и не является в такой степени жизнеспособным как этот», но ни один детский возраст как это показали и исследования в нашей стране, не является так богатым болезненными расстройствами, как этот, а главное ни один не оказывается столь ранимым т. е. столь подверженным вредным влияниям и резко на них отзывающимся, как именно этот.